Есть одно знаменитое тамильское высказывание о «Тирувачакам» Маникавачакара, оно гласит:
Если вы, читая «Тирувачакам»,
Не растаяли, то это значит,
Ваше сердце сделано из камня,
Растопить его ничто не сможет.
Мы уже публиковали переводы двух поэм из «Тирувачакам» (здесь и здесь), этого собрания гимнов поэта-святого Маникавачакара, жившего в 9 веке и оказавшего огромное духовное влияние на множество тамильских святых, в том числе Раману Махарши и Муруганара. Сейчас же вашему вниманию предлагается перевод еще одного из гимнов этого цикла. Эта поэма (в оригинале она называется «Тирувемпавай») была написана Маникавачакаром во время его визита в Тируваннамалай по пути в Читамбарам, где, согласно преданию, он окончательно слился с высшей Реальностью, Господом Шивой, растворившись во вспышке света и не оставив после себя никаких физических следов. Экстатическое настроение этого гимна – явное предствестие этого апогея всего духовного путешествия Маникавачакара.
Сюжет поэмы таков: месяц Маркажи (который длится примерно с середины декабря по середину января), за десять дней до накшатры Ардра, на дворе около пяти утра, тьма только начинает рассеиваться, а по улице уже идут прекрасные тамильские девушки и, останавливаясь у дверей то одного, то другого дома, приглашают своих подруг встретить раннюю зарю ритуальным омовением в святом водоеме. Наблюдая эту картину, Маникавачакар и написал этот гимн.
Среди множества эзотерических интерпретаций этой работы простейшей, очевидной и наименее противоречивой выглядит следующая: гимн представляет собой духовную аллегорию, в которой индивидуальная душа (джива) призывается своими подругами (другими пробуждающимися дживами) окончательно стряхнуть с себя сон заблуждений и обрести спасение, окунувшись в блаженные воды на заре Божественной милости, которая персонифицирована в форме супруги Господа Шивы – Умы-Парвати.
Перевод с частичным сохранением ритмической структуры тамильского оригинала выполнен Глебом Давыдовым (Сидартом) на основании английского перевода Роберта Батлера, опубликованного в книге «Tiruvadavur Adigal Puranam».
Тирувачакам. Гимн 7. Святая песнь девичьей зари
— О дева, полно прятаться, мы знаем:
Ты слышишь, как о чистом Свете мы
Поем, не знающим начал и окончаний,
Глаза твои распахнуты, ясны,
И ты не спишь, ты слышишь, что идем мы!
Ты слышишь нашу песнь, молитву нашу,
Которую возносим мы к Стопа́м
Господним лотосным сияющим пречистым!
Когда ты падаешь, вздохнув, с ночного ложа,
Увенчанного яркими цветами,
Теряя ум свой и теряя мир,
Что происходит после этого, поведай?
Не это ли в природе растворенье
Того, кто вечный друг наш, наше Сердце?
О дева чистая, прильнем к Нему навек!
Не этого ли, дева, хочешь ты
Поистине и днем, и ночью, вечно —
Когда бы ни услышала ты зов?
О дева в самоцветах и браслетах,
Мы знаем: всё, что хочешь ты реально —
В любви к Божественному этому сиянью
Исчезнуть, так откуда же взялось
Желание твое поспать подольше?
— Как вам не стыдно, драгоценные подруги,
Шутить и веселиться в месте этом
Таком святом, где Он, источник блага,
Явился нам, чтоб милость нам явить,
Нам даровать ту милость Стоп цветущих,
Что воинство небесное Его
В смущенное молчанье повергает,
Ведь Он Господь, танцующий в Тиллае,
В том храме светлом, Бог и Гуру Он,
Владыка Шиваграда безграничный!
И разве мы, о девы, рождены
Не для того, чтоб слиться с Ним в любви?
О девы чистые, прильнем к Нему навек!
— Встань, дева, дверь открой нам, появись,
Жемчужною улыбкой одари нас,
И сладостные речи пусть текут
Из уст твоих о Том, кого ты любишь –
О Боге, преисполненном Блаженства,
Возлюбленном, который источает
Нектар Бессмертия, сладчайшую амриту!
— О девы скромные, о преданные души,
Из века в век хранящие себя
Для Господа, какой в том грех, когда,
Едва достигнув совершеннолетья,
В Его правленье мы себя вверяем,
Чтоб слабость нашу Он развеял пеплом?
— Ведь ты честна, о дева? Разве мы
Того не знаем, как Его ты любишь?
Не должен разве тот, кто сердцем чист,
Превозносить Его, пред Ним всегда склоняться?
И только этого мы просим от тебя,
О дева чистая, прильнем к Нему навек!
В твоей улыбке жемчуга сверкают ярко!
Не это ли, скажи нам, свет зари?
— Хотя вы сладкими поете голосами,
На попугаев очень вы похожи,
Чьи перья разноцветные шумят.
— Над этим, дева, мы поразмышляем,
А ты, однако, прекрати терять
Во сне напрасном время дорогое.
О Том, кто исцеленье нам с небес
И вечный Вед закон приносит щедро,
О Том, кто взору нашему дарует
Блаженство неземное, мы поем,
И вот сердца́ у нас уже смягчились,
И тонем мы в потоке вековечном
Экстаза чистого, вневременного счастья,
Глубокого настолько, что не можем,
Его перенести – взмываем, таем!
И если ты не веришь нам, проверь,
А там уж, если будет в том нужда,
Всегда успеешь ты ко сну вернуться.
О дева чистая, прильнем к Нему навек!
Обманщица, из уст твоих струится
Мед с молоком! О дева, ты сказала нам,
Что мы узнаем ту вершину мира,
Которую не видел даже А́йен,
Которую не ведал даже Вишну,
Но ты, конечно, солгала, иначе
Открыла бы нам дверь свою сейчас!
О том, как Он пришел во всем величье,
Невидимый ни небом, ни землею,
Никем не узнанный, очистил наши души
И стал Владыкой нашим, мы поем!
«О Шива, Шива!» — мы мольбу возносим
Всем сердцем к небесам, однако ты,
Прекрасная девица с волосами
Благоуханными, ты знать не знаешь
Об этом ничего и знать не хочешь!
Но дева чистая, прильнем к Нему навек!
Вчера ты нам пообещала, что
Придешь сама нас разбудить с рассветом,
Скажи же, о бесстыжая кокетка,
С зарею почему не вышла ты?
Он Небо, Он Земля, Он всё на свете,
Но знать Его и видеть невозможно!
А ты стоишь за дверью, равнодушна
К тем преданным, которые Его
Стопы́ святые воспевают, с Неба
Сошедшие, чтоб защитить, спасти
И милость даровать всему живому!
Ничто в тебе не шевельнулось даже!
Возможно, такова твоя природа –
Но все же ради нас и ради всех
Попробуй, дева, петь Ему хвалу,
Небесному Владыке, совершенству!
О дева чистая, прильнем к Нему навек!
Нам о тебе, сестра, одно известно:
Когда ты слышишь трубный зов, который
Нам возвещает появленье Бога,
Того, кто таинство для всех богов,
Всевышнего Единого, не можешь
Ты рот свой не открыть, чтоб прокричать:
«О Шива!» Но воскликнуть дальше
«На юг глядящий!» не успев, ты таешь,
Как тает воск от пламени свечи.
Ты слышишь, как поем: «Господь! Владыка!
Нектар сладчайший!», но дремать лениво
Ты все же продолжаешь взаперти!
Лежишь ты в тишине, как те глупцы,
Сердца которых сделаны из камня.
Как можем сон такой мы объяснить?
О дева чистая, прильнем к Нему навек!
Повсюду уже разливается пение птиц
И слышен крик петуха;
Повсюду разносится зов белоснежного го́рна,
Семито́нных мелодий созвучья!
О милость ни с чем не сравнимая,
Свет безграничный, всевышний,
Величественный, бесподобный,
Основа всего! — Так поем мы,
Разве песню не слышишь ты нашу высокую эту?
Что спать тебя заставляет, да пребудет милость с тобою,
Ответь нам прекрасная дева, что находишь во сне ты, скажи?
Может быть, этот сон твой подобен сну Господа Вишну,
Возлежащего средь океана и мир стерегущего вечно?
Полагаешь, возможно, что так ты Царю ту любовь возвращаешь,
Которую Он нам дарует?
Нет, о честная дева, воспеть мы должны, пусть хоть поздно,
Того Предначального Мужа, Владыку Единого, Бога!
Прильнем же навек, дева чистая,
к Господним пречистым Стопам!
Вневременная суть, основа мира
Древнейшего, но в каждой новой форме
Рождаешься Ты заново всегда.
Мы, преданные слуги, деву эту
Завоевали для Тебя, Господь,
И головы склоняем перед теми,
Кто служит верно лишь Стопам Твоим
Пречистым ясным, служим им, и только,
И только им принадлежим от века,
Они мужьями нашими пребудут,
И будем делать мы лишь то, что скажут
Они из неизменного Блаженства.
Владыка, если Ты даруешь нам
Такую милость, нам уже не нужно
На этом свете больше ничего.
Так девы чистые прильнут к Нему навек!
Семь адских сфер и даже ниже всё
Его Стопы цветущие пронзают,
И вниз, и вверх безмерно, вездесуще
Они простерлись за границы слов,
Корона на челе сверкает ярко,
Цветочными венками вся обвита,
Корона мира и существованья,
Всего, что есть, всего, что существует!
Не одинок Он, ведь Его супруга
Всегда при Нем – Его же половина.
Он друг единственный для нас, и слава
Его – сначала это Веды, а затем
Все боги и земля, — как ни старайся,
Его воспеть не сможешь ты достойно!
Он пребывает в каждом, кто Ему
Себя отдал, Он несравненный наш
Владыка, Властелин, Господь Вселенной!
О храмовые девы, где же дом
Его, и как Его зовут?
Кто враг Ему, и кто Ему родня?
И как воспеть Его мы славу можем?
Лишь, девы чистые, прильнув к Нему навек.
Мы входим беспредельный океан,
В гудящий водоем – и в нем играем,
Зачерпывая полные ладони
Воды, — черпа́ем вновь и вновь,
И воспеваем тем Стопы́ святые!
Владыка, посмотри, как щедро мы,
Тебе предавшись, благословленны́!
Ты ярок, как пылающее пламя,
Твоя одежда – пепел, Ты жених
Той Девы, чьи черны безбрежно очи,
Чья талия тонка, как пустота!
Господь, внутри игры Твоей,
Которую зовем мы просто «Милость»,
Мы совершили всё, что можно сделать,
Чтоб обрести спасение души.
Спаси же нас, чтоб мы в своих усильях
Всецело были бы утомлены!
О девы чистые, прильнем к Нему навек.
Господь святой купели, омовенье
В которой мы творим, чтоб напряженья
Бесчисленных рождений смыть с себя!
О, в танце пламени танцующий от века
В Дворце божественном великого Тиллая!
И это небо, эту землю, всё,
На свете сущее, творить, хранить, а после
Скрывать – это не больше, чем
Забава для Тебя, игра благая!
Но лишь слова мы произносим, тут же
Должны нырнуть мы в эти воды, где
Приветствуют нас яркие цветы
И пчелы вьются вкруг медовых кос,
Которые мы заплели, а наши
Браслеты-кольца музыкой звенят.
И славим мы Твою Стопу́ златую,
В бездонный водоем ныряя Твой!
О девы чистые, прильнем к Нему навек.
Ведь мы сюда пришли, чтоб окунуться
Среди соцветий лотосовых алых,
Среди пурпурных лилий водяных
И смыть с себя свои грехи в купели
Под шепот змей и птичий щебет громкий!
И вновь и вновь Царицу и Царя
Хваля и славя, вновь и вновь мы станем
В купель нырять, а кольца и браслеты
И на руках, и на ногах звенеть
Не прекращая будут Им во славу!
И будут груди наши подыматься,
Наполненные духом и блаженством!
Так, девы чистые, прильнем к Нему навек.
И золотые наши серьги, и цветы,
Что в косы наши вплетены искусно,
Колеблются, мерцают переливы
Стрекозьих крыльев, бабочки играют,
Пока поем мы о дворце Тиллая,
В Твою прохладную купель ныряя.
Поем о сокровенном смысле Вед,
О таинствах Твоих, сокрытой Джняне,
Поем о славе Первого и славе
Последнего, о славе Света!
Его венок прекрасный воспеваем,
Его Стопы святые, Деву ту,
Которая дает нам милость эту –
Расти и познавать Твои пути –
С таким бескрайним любящим терпеньем!
Поем и погружаемся всё глубже!
Так, девы чистые, прильнем к Нему навек.
Жила когда-то та, что неустанно
Кричала: «Наш Господь! наш Бог! наш Бог! наш Бог!»,
И уст ее не покидало Имя
Благое славное Его, а сердце
Ее всегда горело лишь Блаженством,
Из глаз потоки слез струились вечно,
И вот она, однажды распростершись
Пред Ним, уже не встала никогда!
Другим богам хвалы не возносила,
Но только всемогущему Владыке,
Как одержимая, служила лишь Ему.
Где нам таких найти сейчас? О девы
С грудями пышными, украшенными щедро,
Давайте в полный голос воспоем
Мудрейших Стоп ее святую славу,
И с этим на устах нырнем бесстрашно
В великолепный расцветающий поток.
Так, девы чистые, прильнем к Нему навек.
Ты Облако, что выпив море слез,
Явилось к нам Царицею и вмиг
Сияньем молний талии тончайшей
Ты наши души покорил всецело.
Браслеты золотые на ногах
Ее звучат в том громогласном рёве,
С которым Ты нисходишь в наши души,
А радуга Твоя – в изгибах стройных
Ее бровей является для нас!
Обильной милостью, которую Она,
Царица наша, нам, пред Ней стоящим
Рабам Господним, даровать готова,
Тебя не покидая ни на миг,
О Облако, излей свои потоки!
Так девы чистые прильнут к Тебе навек.
Струятся локоны Твои, благоуханны,
И ниспадают вниз, давай же петь
О Нем, кто радость нам приносит ту,
Которую не знал ни Брахма,
Ни красноглазый Мал, ни прочие все боги,
Кто очищает наши души и
Приносит процветанье в каждый дом,
О Воине, дарующем Стопы
Свои златые нам, Царе прекрасноглазом,
Владыке нашем, Господе, который
Нектаром сладким к преданным своим
Нисходит! Воспоем же ныне
Его неувядающую славу,
В поток цветущий глубоко нырнув!
Так, девы чистые, прильнем к Нему навек.
Как самоцветы, что сияют изобильно
В коронах всех богов, теряют блеск свой,
Когда склоняются те боги пред Стопами
Цветущими Аннамала́я-Шивы,
Так солнце свет своим ярчайшим оком
Рассеивает тьму и звезды гаснут,
От солнечных лучей спасаясь бегством!
Так предстает Он перед нами в виде
Мужчины, женщины и их смешенья также,
И в виде безграничного пространства,
И как земная твердь, и в то же время
Отдельный от всего нектар сознанья.
Так пой же славу, дева, тем Стопам
Святым и окунайся смело
В Его поток, исполненный цветов!
Так, дева чистая, прильнешь к Нему навеки.
Мы вновь и вновь в благоговенье вечном
Слова древнейшие святые повторяем:
«Твоей руке врученному дитя
Всегда лишь Ты один защитой будешь».
Услышь же нас, Господь, ведь принимаем
Сейчас перед Тобой обеты эти:
О том, что нас никто обнять не сможет,
Кроме всецело преданных Тебе;
И руки наши никогда служить не будут
Кому-либо другому – лишь Тебе;
Глаза же наши не увидят больше
Другого ничего ни днем, ни ночью,
Кроме Тебя! И если Ты даруешь
Нам эту милость, то какое дело
Нам до всего другого, даже солнце
Встает пускай, где хочет, — все равно!
Так, девы чистые, прильнем к Нему навек.
Хвала Стопам Твоим лотосным,
Началу начал хвала!
Даруй нам милость свою!
Даруй нам милость свою!
Хвала Стопам Твоим красным,
Концу всего бесконечному!
Даруй нам милость свою!
Даруй нам милость свою!
Хвалам золотым Стопам,
Истоку всего живого!
Цветущим Стопам хвала,
Блаженству всего живого!
Хвала двум Стопам безупречным,
Истинной цели живого!
Хвала тому лотосу тайному,
Что неведом ни Ма́лу, ни Брахме!
Хвала тем Стопам золотым,
Которые нас своей милостью
Сделав своими, спасли!
Хвала, говорим мы, ныряя,
Ведь пришло для этого время!
Так, девы чистые, ныне
Мы прильнем к Нему навсегда!