Муджи. Редкое. Сильные фрагменты ретритов

Вашему вниманию предлагаются фрагменты сатсангов Муджи 2015-2016 года в переводе Сидарта (Глеба Давыдова). Эти переводы никогда не публиковались ранее. А в шестом фрагменте даны два упражнения, которые также были обнародованы во время ретритов Муджи 2016 года и стали своего рода предвестниками его легендарного «Приглашения к Свободе», а также тех простых упражнений «Просто будь», которые он дает на своих сатсангах сейчас, в 2024 году. Эти два простых, но эффективных упражнения помогают посмотреть внутрь и обнаружить свою истинную природу.

1.

Вопрошающий: Гуруджи, я чувствую себя совершенно отменённой, Милость распаковала меня. И я только хочу попросить: устрани меня, замени меня Собой.

Муджи: Да. Даже в тот момент, когда ты говоришь это… всё, что исходит из твоего Сердца, будет исполнено.

Благословен тот момент, когда ты понимаешь, что тебе не нужно больше нести того, за кого ты принимал себя все это время и которого нёс, он становится обузой для тебя. И ты выходишь за пределы этого страха, что будто бы если личность отвалится, всё будет кончено, якобы ты будешь совершенно потерян. Это всего лишь мысль, и очень вредная мысль. Здесь, на сатсанге, ты, должно быть, почувствовала что-то такое, в результате чего открылось пространство, прямо там, где ты есть.

Когда ты разворачиваешь внимание от «я-личности» к «Я-Самости», твой внутренний климат меняется, происходит переориентация. Это очень мощно, это ощутимо. Это как чувствовать запах надвигающегося дождя. Это подсказка для тебя, следуй этой вибрации!

Ум — старый клиент, у него много чего есть сказать. Но ты всё это уже слышала. Выброси эту книгу. Стань подобна книге, у которой нет названия, в ней нет слов, нет номеров страниц, нет содержания, нет оглавления, нет глоссария, нет оформления, нет цены. Это твоя великая удача! Это твой шанс!

Никто нигде не говорил тебе это. Все говорят: преумножай, расти, мечтай, следуй своей мечте, мечтай, мечтай! Кто говорил тебе оставаться пустой хотя бы на одно мгновение? Оставайся свободной от намерений и найди, что есть здесь за пределами «тебя».

Ты произнесла эту величайшую молитву: «Избавь меня от эго, замени меня собой». Кто может сказать такое? Только кандидат на свободу. Ты должна была почувствовать что-то для этого. Как минимум, попробовать мёд своего собственного бытия. Только тогда ты способна сказать такие слова, — иначе нет.

Эго цепляется за жизнь, но оно само по себе — смерть. Ты — жизнь.

Видя тебя такой, я очень рад за тебя, потому что я знаю, что в конце этого.

Не возвращайся.

(Вопрошающий смеется. Муджи тоже смеется.)

Вопрошающий: Я чувствую, что потеряла свой центр.

Муджи: Ты центр без центра.

(Вопрошающий смеется.)

… Некоторые тут очень серьезны. Они не понимают, что происходит.

(Вопрошающий смеется.)

Муджи: Не бойся.

Вопрошающий: Я не боюсь.

Муджи: Хорошо.

Я умер до тебя.

(Смеются.)

Муджи: Это смерть без похорон. Никаких затрат.

2.

В игре жизни мы все находимся в правильном месте, мы все родились в правильное время. Сегодня я говорил с одним человеком из команды, и сказал ему: «Я не знаю никакой работы, которая была бы неправильной для тебя. Ведь что бы ты ни делал, это то самое, что будет нажимать те кнопки, которые нужно нажать. Какая бы работа тебе ни досталась, в какой бы ситуации ты ни оказался, с какими бы людьми ни встретился, – это правильные люди, это рука Бога. Чтобы встряхнуть тебя немного. И не просто встряхнуть, но напомнить друг другу, что по-настоящему важно. Поэтому, что бы там ни случилось, ты видишь, что прямо там, в этом – возможность. Ум будет говорить: «Нет, это неправильная вещь для меня. Я хочу делать не это, а то». Но тот, кто действительно честен, видит во всем, даже в неистинных и причиняющих боль вещах… находит во всём духовное питание и витамины.

Говорят (и я уже говорил вам это): мудрый строит дом из камней, которые его враги бросают в него, и живет в этом доме счастливо. Кто этот мудрый? Им должен быть ты. Мы не должны проводить эту жизнь в жалобах: «Ну почему это случилось!? Почему это происходит со мной?!» Эти вещи, на самом деле, приходят к нам, чтобы явить наше величие. Показать, что твое сокровенное Существо остается непотревоженным этими вещами. Наша личность может быть очень даже поколеблена. Но под этим есть нечто гораздо большее: наше Сознательное Существо. И моя связь с вами – для того, чтобы вы пережили и подтвердили для себя, что это так. Не просто верили. Вера это хорошо. Вера – это очень мощно. Доверие мощно. Но также необходим экспириенс. Потому что экспириенс дает вам авторитет вашего собственного видения. Только так ты можешь удостовериться. Не ум, а твое сердце может удостовериться.

Всё правильно, но не так, как это воспринимает ваш ум. Иногда мы спрашиваем: «Как я узнаю, что то, что я делаю, правильно, и что это не идет вразрез с волей Бога?» Что ж, на самом деле ничего не может случиться вне разрешающей воли Всевышнего Естества. Но ум думает: «Я хочу пойти в деревню, в кафе, и сделать там вот это, а потом вернуться и сделать то». И вот всё это происходит. Должен ли ты был пойти туда? Да, такова была воля Бога. Но, может быть, не только с теми целями, которые были у ума. Есть более глубокие причины, причины Бога. Например, ты мог встретить кого-то, и это не входило в твои планы. Что-то могло случиться, что было совершенно непредсказуемо. И, однако, в этом было гораздо больше ценности, чем в той вещи, которую ты намеревался сделать. И мы должны быть открыты внутри, доступны в своей открытости, чтобы распознать это. Как я говорил раньше, Бог дает всем, сеет семена вокруг каждого. И мы должны развить чувствительность и тонкость чутья, чтобы распознать их, эти подсказки. Когда мы их распознаём, в них такое богатство возможностей. Но если мы находимся в уме и так лояльны по отношению к своим эгоистическим проекциям и устремлениям, мы упустим эти подсказки. А ведь это – супервитамины для духовной эволюции.

Что я имею в виду? Вы можете пойти туда, и кто-то подойдет к вам и попросит о помощи, но в проекциях своего ума вы будете думать: «Нет, мне это не надо, потому что мне нужно идти туда и делать то». И вы проморгаете это. Но ведь это то, что жизнь поставила перед вами. Но в этом-то всё и дело: иногда она ставит перед тобой что-то такое, чему тебе нужно сказать «Нет». И ты должен научиться правильному различению в себе, чтобы знать в моменте, когда какой случай. Как ты узнаешь? Никаких инструкций нет. Интуиция! Откуда приходит интуиция? Интуиция – это то же самое, что и твое Существо. То есть чем больше ты чтишь этот поиск Истины, тем более точны становятся твои силы различать. И тем более твое интуитивное восприятие становится живым – ты включен, ты двигаешься в синхронизированности с космическим пульсом.

В некотором роде всё это – о феноменальных вибрациях. Но у этого тоже есть важность. В каком-то смысле совершенная реализация истинного Я, Естества – это наилегчайшая вещь. Но на этом всё не кончается, потому что с распознаванием того, что истинно в нас, мы иногда должны вернуться к своему динамическому «Я» и почистить его. Понимаете, о чем я? То есть мы не говорим: «Ааа, этого всего не существует. Это все сон». Нет, нет. Что происходит, так это вот что: когда мы отождествлялись с личностью, мы не могли очистить себя, свою динамическую игру. Только с реализацией Истины мы можем посмотреть на это и благодаря Милости и интуиции и своему глубокому присутствию все эти вещи, даже без того, чтобы делать что-то для этого, начинают исправляться. Потому что у вас нет этого высокомерия, чтобы говорить: «Да ну, это просто сны!» Иногда будет подходящее время сказать: «Это всё сон, и даже тот, кто хочет всё это исправить, это тоже сон». Видите, это очень тонко. И поэтому я не предлагаю этого как учение. По крайней мере, не для начинающих ищущих. Для начинающих я говорю: самое первое, важное и простое, что нужно, это по-настоящему пробудиться к Истине. Забавно говорить об этом. Хотя распознание Себя как Чистого Сознания происходит, но при этом требуется время для динамического аспекта стабилизироваться в этом понимании. Согласуется ли это с вашим опытом? (Зал: «Да») И не думайте, что вы делаете эту работу один, как личность. Истинное одиночество на самом деле внеличностно. Вы один не как личность, вы один как Всё.

3.

Сам факт, что ты знаешь, что существуешь, — это факт самого Осознавания, факт того, что ты есть само Осознанавание. Но нас никто не учил этому. Нас учили тому, что мы – плоть и кровь. Но если ты всего лишь плоть и кровь, значит ты подписываешься под тем, что ты смертен, ты «покупаешь» время и страдание. Потому что тело-ум — это бренный феномен.

Тело подобно горящей свече. С ним все в порядке, но у него есть виза, срок пребывания. А ум… как стабилизировать ум? Мы чувствуем: «О, да, да, да!!!», а завтра: «Нет-нет-нет!». Он нестабилен. И если ты погружаешься глубже в ум, ты ни к чему не приходишь. Шри Рамакришна сказал однажды: «Ум подобен узкому ручейку с грязью очень близко к поверхности, и если ты хочешь пить чистую воду, черпай аккуратно, потому что если ты зачерпнешь глубже, все становится грязным».

Когда ты открываешь Осознавание-Естество и признаешь Его, любишь Его, то чувствуешь себя очень даже непринужденно с преходящими умом и телом, ты наслаждаешься их кратковременными явлениями, приходами и уходами, потому что ты знаешь: ничто не затрагивает того, что я есть на самом деле, а все эти вещи — они только кажутся мной. Но вот Это – это то, что я на самом деле. И ты наслаждаешься великолепием этого мира. Наслаждаешься музыкой, наслаждаешься танцем, наслаждаешься. Не как зависимый, но просто: почему бы не наслаждаться? Не идти искать наслаждений. Но просто все, что ты делаешь, приносит тебе радость. Даже когда ты сморкаешься! Все становится радостью. Все, что ты будешь делать, будет доставлять тебе наслаждение. И тебе не надо для этого стараться наслаждаться или притворяться наслаждающимся. Просто все становится наслаждением. Почему? Потому что Ты – вечен. И потому что нет ничего, что тебе нужно было бы удерживать. … Когда твой ум чист и свободен от извращений, все вокруг становится Эдемом.

4.

Если ты ищешь Истину, то как ты можешь найти ее? Есть ли у нее какая-либо форма или размер, или цвет? Религиозна ли она? Прозрачна ли? Является ли она верой? Отлична ли она от тебя? Чтобы действительно знать ответ, особенно на этот последний пункт «отлична ли она от тебя», ты должен узнать, кто ты. Ты не можешь обнаружить Истину, пока ты не нашел себя. Ты не можешь найти Истину, пока сам являешься ложным. Но даже ощущать, что наше актуальное представление о самом себе ложно, — это уже само по себе своего рода мудрость.

5.

То, что есть, — всегда здесь. «Когда» и «тогда» приходят из ума. «Когда» и «тогда» — это отсылки ко времени, когда ум распознаёт нечто. И тогда мы говорим: «Придет время, когда». «Когда мы увидим это» и все такое. Увидим то, что уже есть здесь сейчас! И это «То, что есть» — это совершенно естественная вещь. Тебе не нужно ждать никаких фейерверков. Они могут случиться, но не жди ничего такого. Очень часто в уме мы уже подготовились к какому-то карнавалу самореализации. Но лучше всего просто оставаться пустым. Оставаться пустым пустым пустым пустым пустым пустым пустым пустым. Когда ты по-настоящему пуст и не ждешь ничего и не говоришь «ОК, Что теперь? Что дальше?» Просто ты здесь. Тогда Оно не может спрятаться от тебя. Но если ты поведешься на какое-нибудь «мороженное». Ты понимаешь о чем я? Твои глаза и органы чувств будут искать этого мороженного. И тогда тебе может показаться, что оно (То, что есть) спряталось от тебя.

Возможно ли не подцеплять ничего и при этом воспринимать всё. Причем воспринимать таким образом, что это не связывает тебя. Не ослепляет тебя. Не страшит тебя. Для этого потребуется время. И такая вот нужда во времени совершенно нормальна. Реализация Естества может прийти вот так [щелкает пальцами]. Ты можешь просто взять и увидеть. Но стабилизация в Естестве может занять время. Потому что то и дело будет приходить что-то из прошлого, что-то из ума и все такое. И какие-то старые привычки могут казаться все еще живыми. Но всякий раз, когда ты смотришь из своего истинного места, они просто исчезают. Постепенно они иссякнут, все эти помехи, они уйдут. И в то же время ты не ждешь того момента, когда же, наконец, эти помехи закончатся. Это всё тонкие вещи, тонкие. Но в какой-то момент изнутри приходит руководство. Поначалу это руководство поступает снаружи. Хотя на самом деле нет никакого «снаружи»… [пауза] Я теперь вижу, почему это может показаться таким сложным. … но в какой-то момент все начнет выглядеть приходящим изнутри. При этом ты тот, кто способен воспринимать и «внутри» и «снаружи». Одномоментно.

6. НАСТАВЛЕНИЯ ШРИ МУДЖИ ПО САМОИССЛЕДОВАНИЮ (2016 г.)

Здесь два упражнения. Оба указывают на одно и то же пространство. Если тебе сложно следовать указаниям более тонкого порядка (т.е. смотреть и обнаруживать, что ты предшествуешь всему, что ты воспринимаешь), воспользуйся более простым, но столь же действенным вариантом. Суть этих указаний в том, чтобы ощутить вибрацию «я есть» и укорениться в ней.

Всем хорошо знакомо ощущение существования. Без какой-либо практики все существа естественным образом обозначают себя как “я”. Чувствуют это ощущение “я есть”, “я существую”.

“Есть” означает “существую”. «Существовать», «быть». Что такое это «я», которое есть? Кто этот «я», который существует?

Чувство бытия естественно ощущается внутри тебя — оно универсально для всех существ. Это начало восприятия. Когда мы находимся в состоянии бодрствования, чувство «я есть» функционирует как свидетель, наблюдатель всех явлений, – всего, что имеет значимость для ощущения «я есть».

Чувство «я есть», «я существую» – это естественное, никем не привитое нам ощущение, благодаря которому мы осознаем свое существование.

Первое упражнение

Начни с этого чувства «я есть». Чтобы его обнаружить, не требуется время. От тебя до него нет расстояния. Тебе не нужно его искать — оно естественно находится прямо там, где находишься ты. Это то же, что и сознание. Просто осознавай себя, свое присутствие. Не позволяй этому естественному чувству присутствия смешиваться с какими-либо концепциями, мыслями или намерениями. Оставайся пустым. Игнорируй всю информацию, исходящую от ума. Оставайся в этой вибрации присутствия – не просто в словах «я есть», но и в интуитивном субъективном ощущении существования. И все. Помни: не позволяй этому смешиваться с чем-то еще.

Ум может подкрасться в виде мысли и сказать: «Ну, я ничего не вижу, ничего не получается», и производить подобный этому обычный вредоносный шумок, пытаясь отвлечь твое внимание. Но ты твердо продолжай пребывать в простом основополагающем ощущении существования. Если ты чувствуешь, что внимание ускользает — не переживай. Каждый раз, когда ты будешь это замечать, просто возвращай свое внимание к пустоте.

Выполняй эту практику в течение коротких периодов от пяти до семи минут. Поначалу тебе, возможно, будет легче делать это сидя. Постепенно, по мере продвижения в практике, ты обнаружишь, что можешь делать ее во время ходьбы и выполнения повседневных действий.

Еще один вариант первого упражнения

Закрой глаза и сконцентрируйся на ощущении существования. Чувство «я есть» послужит здесь естественным ориентиром. Поначалу ты, возможно, будешь быстро уставать, это упражнение будет казаться усилием. Помни о том, чтобы не допускать смешивания ощущения «я есть» с мыслями или ощущениями. Мысли могут прийти — они захотят поиграть, но ты не вовлекайся. Просто пребывай в ощущении «я есть». Постепенно, с небольшой практикой, ты заметишь, что ощущение «я есть» остается само по себе, без вмешательства, и начнешь ощущать простор и покой. Появится естественное желание пребывать дольше в этом состоянии, но начни с длительности пять-семь минут. В конечном итоге, останется лишь ощущение существования как чистого присутствия.

Второе упражнение

Ты предшествуешь всему воспринимаемому. Все, что ты воспринимаешь, не может быть тобой. Осознавай это. Наблюдай за тем, как все мысли и ощущения, все явления приходят и уходят. Заметь, что ты есть это изначальное восприятие. Компьютер ума включен, но ты не входишь в систему. Просто смотри. Постепенно ты станешь ощущать безграничность Бытия.

Это упражнение можно делать, занимаясь своими повседневными делами. Не ищи объяснений в книгах. Ты увидишь, что ум время от времени будет требовать внимания – он привык во всем участвовать и быть важным. Просто наблюдай за этим. Тебе не нужно подавлять эту энергию ума. Ты можешь просто позволять этому происходить, но сам оставайся в нейтральном пространстве наблюдения. Оставайся как беспристрастная осознанность, не имеющая конкретной формы.

По мере наблюдения ты увидишь, что личность – всего лишь мысль, перескакивающая от одной истории к другой, как обезьяна, прыгающая с ветки на ветку. В прошлом это могло длиться часами без твоего осознавания. Продолжая оставаться осознанностью, ты обнаружишь, что твоя вибрация будет усиливаться, а сознание подниматься на все большие высоты. Тебе будет гораздо проще подловить ум. Как только будет начинаться игра отождествленности, внутри ты почувствуешь сигнал и сможешь быстро и беспристрастно распознать эту игру.

Хочешь ли ты продолжать носить одеяния отождествленности с личностью? И кто наблюдает за этой игрой отождествленности? Не позволяй уму отвечать за тебя. Оставайся в безмолвии. Проверь и подтверди для себя: “Я просто здесь”. В качестве чего ты здесь? И опять ты увидишь: “У меня нет комментариев по поводу этого. Есть просто ощущение существования”.

Это упражнение, как и упражнение, в котором ты просто остаешься как «я есть», приводит тебя в то же ощущение существования, естественно присутствующее здесь — ощущение «я есть». Но потом в какой-то момент придет внутреннее осознание: «”Я есть” тоже воспринимается. Чувство присутствия тоже ощущается» Но здесь не спеши. После просеивания представления «я – это личность» останется только присутствие «я есть». Если ты сможешь прийти к ощущению ни с чем не смешанного присутствия, это уже замечательно. Ты будешь находиться в поле милости. Если ты попытаешься постичь это силой, то ты вновь привнесешь ум, и будет казаться, будто ум опять чего-то достиг. И как он будет вознагражден? Как обычно – он останется. Избегай этого.

У некоторых, вероятно, появится чувство, что они уже естественным образом находятся в пространстве покоя без этого упражнения. Их движения будут происходить спонтанно, при этом не будет вестись учет происходящего. Все будет наполнено свежестью, и внимание не будет возвращаться как раньше к прошлому, оно перестанет «искать утешения». У него не будет никаких нужд.

Это твоя внутренняя работа. Внутренняя работа – безграничное удовлетворение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *