В основе стостраничной книги «Джапа-Йога: Ключи Благодати» — поэтическая работа Шри Раманачарана Тиртхи (известного также как Свами Ночур), написанная им на санскрите и увидевшая свет в 2002 году. В оригинале она называется «Japayoga Sudhanidhih», что дословно переводится как «Сокровищница чистого нектара джапа-йоги», в русском же переводе текст получил заголовок «Джапа-йога: Родник Благодати». В этом тексте заложен непосредственный опыт Мастера, ведь практика джапы еще в юности была одним из главных инструментов Свами. В оригинале эта работа обычно издается в виде небольшой брошюры: стихи на санскрите плюс их подстрочный перевод на английский. Именно этот английский перевод стал смысловой основой предлагаемого здесь эквиритмического перевода на русский язык. Впрочем, многое было переведено и непосредственно с санскрита. (Отдельная благодарность — ученику Шри Раманачарана Тиртхи по имени Нараянан Намбутхири, который специально для создания этого перевода сделал на санскрите аудио-начитку всей книги, благодаря чему стало возможным передать на русском тонкие нюансы ритма и звучания оригинального санскритского текста.)
Эта поэма — своего рода прямая энергетическая передача практики джапы. Она даст читателю вдохновение и в то же время послужит источником информации о самом процессе практики и тонких нюансах, связанных с внутренним отношением к ней.
Другая существенная часть этой книги — фрагменты совсем свежих сатсангов Шри Раманачарана Тиртхи, в ходе которых он часто отвечал на вопросы посетителей, связанные с практикой мантра-джапы и нама-джапы. В том числе на вопросы, заданные составителем этого издания с целью более детально раскрыть одну из главных тем поэтического текста «Джапа-йога: Родник Благодати»: тему тесной связи, если не сказать единства, джапы и само-исследования, предписанного Шри Раманой Махарши.
В качестве приложения в настоящем издании опубликованы вдохновляющие изречения известных святых и мудрецов, так или иначе связанные с джапой, в особенности в том ее аспекте, где она сливается с само-исследованием.
* * *
О том, что повторение Имени Бога — мощная практика, я слышал с самого начала своего духовного путешествия. В этом направлении указывали очень многие мудрецы, с которыми меня сводила жизнь. Однако я все же не понимал, что это за практика и для чего она нужна, если существует такая простая и прямая вещь, как само-исследование. Зачем это невнятное бормотание каких-то мантр или имен? К чему все эти мистические суеверия и непонятные усилия в попытке пробудить энергии каких-то внешних богов, тогда как Бог один, и Он всегда только внутри? Так рассуждает незрелый ум, которому непостижимой милостью только-только начинают где-то в темноте сверкать сполохи адвайтических бриллиантов…
Ма Деваки даже надиктовала мне целую книгу (она позже вышла под названием «Огромное сокровище»), в которой очень много говорится о повторении Имени Бога. Но и это меня не проняло… Однажды в 2015 году, когда я жил в Харидваре и после очередной глубокой медитации снова получил от Анандамаи Ма прямое указание на то, что нужно повторять Имя, я даже взмолился: «Ма! Пожалуйста, не заставляй меня это делать! Мне очень лень заниматься такими вещами!» И на какое-то время Ма оставила меня в покое. Не хочешь — не надо.
Лишь через несколько лет, слушая сатсанги Шри Раманачарана Тиртхи, я стал понимать, что суть нама-джапы не отличается от сути само-исследования: постоянная пульсация «Я-Я-Я» внутри — это и есть Имя. Можно повторять его в виде мантры, можно в виде имени «Рам» или «Йоги Рамсураткумар», концентрируясь на этом внутреннем течении, а можно отдать все внимание чувству, пульсирующему внутри как «Я», и это тоже будет нама-джапа. Или же, иными словами, само-исследование. И все же это не убедило меня взять Имя для повторения и начать эту садхану. Или, как иногда говорит об этом Шри Раманачарана Тиртха, упасану (джапа — это не садхана, не практика, джапа — это скорее упасана, пребывание с Господом, поклонение Господу).
В 2024 году я посетил Свами Ванкханди Махараджа, главная рекомендация которого для большинства его прихожан — повторять Имя Бога. Я задал ему несколько вопросов, связанных с нама-джапой и само-исследованием. Он сказал: «Имя, которое ты повторяешь и на котором концентрируешься, в конечном счете со временем оживет. Бог, стоящий за этим Именем, проявится внутри тебя. Ты начнешь ясно Его видеть внутренним взором. Соответствующая Имени Божественная энергия возникнет в твоем сердце и постепенно откроет тебе Атму. Божественное Имя, которое ты произносишь, обладает энергией, которая постепенно вытащит тебя из тисков самсары и приведет к Атме. Такова сила Имени. Именно эта энергия Имени делает всю работу, тебе для этого не надо прилагать усилий. Твоя задача концентрировать внимание на Имени, а сила Имени выносит тебя к Атме. Ты начнешь в ходе этого процесса испытывать такое счастье, которое затмит все преходящие радости самсарного мира. Ты станешь равнодушным ко всем телесным удовольствиям. Это внутреннее переживание Реализации называют анубхути, оно само случится внутри тебя. Отождествление с телом уйдет.
<…> Если в холод усилить интенсивность огня, холод отступает, вокруг становится теплее. Так и внутри тебя: по мере того как ты, словно ветер, раздувающий пламя, раздуваешь силу Имени, Оно жаром своей энергии сжигает мирские желания, влечения (васаны) и кармические помехи. Всю эту работу сделает Имя, тебе надо только раздувать Его жар».
Здесь я задал Махараджу уточняющий вопрос по поводу само-исследования: «Рамана Махарши советовал концентрировать внимание на чувстве „Я“, на мысли „Я“. Он даже иногда рекомендовал использовать слово „Я“ как Имя Бога для повторения. Повторять: „Я-Я-Я“. Aham-Aham-Aham на санскрите. Он говорил, что это Aham — это тоже Имя Бога. А в идеале он рекомендовал просто отдавать все свое внимание этому простому чувству „Я есть“, „Я“, так как, по сути, это и есть проявление Божественного в нас. Он называл это „са́мо-исследованием“. Что вы об этом скажете?» На что Махарадж ответил: «Да, можно повторять „Ахам, Ахам“. Это тоже путь. Путь к своему истинному Я. Но повторение Имени Бога проще, потому что стоящая за этим Именем Божественная сила, энергия дает поддержку и автоматически забирает тебя к истинному Я, то есть к Атме. Ты в любом случае придешь к одной и той же точке — истинному Я. Просто, если ты попытаешься прийти к истинному Я без поддержки Бога, это займет у тебя гораздо больше времени, может быть несколько жизней. Ведь ум имеет тенденцию уходить в сторону, отвлекаться на самсарные приманки, он блуждает и постоянно проваливается в самсару. Божественное же Имя действует как сильный магнит, который вытягивает блуждающий ум на верную дорогу. На что бы ты ни отвлекся, это не повлияет на тебя, потому что Божественная энергия притянет тебя обратно к Я. А когда ты уже будешь поглощен Естеством, Я, ты в итоге уже не будешь нуждаться ни в форме Бога, ни в Его Имени. Все формы сольются в единое Я, Естество, Атму. И ты автоматически осознаешь, что все Имена Бога — это лишь проявления этого Я. И растворишься в Атме».
И далее Ванкханди Махарадж сказал несколько слов о необходимости настойчивой и преданной практики, без которой, по его уверению, не происходит ничего: «По щелчку пальца ничего не добьешься. Без долгой настойчивой абхьясы, то есть практики, ни один способ не сработает. Ведь обычно человек, например, не может сесть в медитацию и мигом подчинить себе ум, остановить мысли и войти в глубокую концентрацию. Это все приходит с наработками, постепенной практикой. Тебе дается определенная практика, мантра или Имя, дальше повторяй, сосредотачивайся, тренируйся, нарабатывай. И со временем начнешь выходить к Атме.
Когда маленький ребенок плачет, ему дают игрушку. Его внимание сосредотачивается на этой игрушке, и он успокаивается. Обыденный ум нуждается в объекте, на котором он сможет сфокусироваться. Его окружают и притягивают тысячи вещей, он прыгает с объекта на объект. Так вот, надо уметь направлять его в определенную точку фокуса. Существует множество фокусирующих «игрушек» для ума — мантры, нама [Имя] и прочие способы концентрации. Но, чтобы взять ум под уздцы и начать управлять им, для того, чтобы одержать над ним победу и покорить его, в любом способе или технике нужна абхьяса [постоянная практика]».
Полностью все беседы с Ванкханди Махараджем вы найдете в книге «Лучшее Имя Бога». Здесь же замечу, что беседы с Махараджем произвели на меня очень сильное впечатление. Я как раз чувствовал, что в моем само-исследовании не хватает устойчивого однонаправленного фокуса, который позволял бы вниманию оставаться в «Я» достаточно долго. Даже если внимание разворачивалось к «Я» на 170 или более градусов, оно быстро уносилось силой васан куда-то в сторону. Так что слова свами Ванкханди в сочетании с авторитетом его присутствия были очень хорошо мне понятны и окончательно убеждали, что самой по себе практики само-исследования недостаточно для обретения необходимой устойчивости ума. Хотя до тех пор я был убежденным сторонником подхода Шри Садху Ома, который утверждает, что кроме само-исследования вам больше ничего не нужно, потому что оно в достаточной мере укрепляет как однонаправленность вашего ума, так и вашу преданность, мой непосредственный опыт, увы, не во всем сходился с этими утверждениями, такими соблазнительными для моего ленивого на садханы ума.
Впрочем, после бесед с Ванкханди Махараджем я все еще оставался в некотором недоумении. Мне хотелось попробовать нама-джапу, и я спросил его, какое же мне все-таки выбрать Имя, ведь я люблю многих богов, но Свами настоятельно рекомендовал определиться только с одним Именем… Так и не получив от него никакого определенного ответа, я отправился в Ришикеш на сатсанги Шри Раманачарана Тиртхи, в ашрам Свами Шивананды.
Кстати, Свами Шивананда тоже был одним из самых известных приверженцев джапы, и одна из его знаменитейших книг так и называется «Джапа-йога». Ашрам Шивананды в Ришикеше — место странное и легендарное, огромный лабиринт, где каждый закуток пронизан традицией индуистских садхан и санньясы. Именно там Шри Раманачарана Тиртха в ответ на мою просьбу дал мне Имя для повторения, а также базовые указания по поводу того — сколько, как и когда повторять Его. После чего я довольно скоро на собственном опыте убедился, что все то, о чем говорится в этой книге, действительно работает, — в том числе и все то, что сказано здесь о том, что само-исследование и джапа, по сути своей, не «две различные практики», а одно и единое целое и действительно не практика, а лишь обнаружение того непрерывного потока, электричества, которое уже течет внутри в виде «Я-Я-Я-Я». Эта книга переведена и составлена с целью дать читателю возможность самому убедиться в этом. Ведь для повторения Имени нет необходимости в особом посвящении со стороны Гуру. (Все, что говорится в стихах книги Шри Раманачарана Тиртхи о посвящении, касается именно мантра-джапы, повторения мантры, потому что сила мантры действительно нуждается в мистической передаче, инициации, но сила Имени не нуждается в особых посвящениях и формальных церемониях. Об этом Шри Раманачарана Тиртха также часто говорил в своих сатсангах, в том числе в том фрагменте, который открывает следующую часть этой книги.)
Сидарт (Глеб Давыдов)
ДЖАПА И АТМА-ВИЧАРА. ФРАГМЕНТЫ САТСАНГОВ (фрагмент первой части книги)
Мантра-джапа и Нама-джапа
Вопрос: Нужна ли инициация для джапы?
Ответ: Инициация нужна для Мантра-джапы. Например, для повторения мантры Гаятри. Но для Нама-джапы посвящение не требуется. Мантра-джапа отличается тем, что в ней присутствует биджакшара — например, «Ом», или «Хрим», или «Клим», что-то такое.
В Наму тоже возможно посвящение, но вам нет необходимости ждать этого. Так, например, Бхагаван [Шри Рамана Махарши] дал нам Наму «Аруначала Шива, Аруначала Шива, Аруначала Шива, Аруначала». Любой может ее повторять. И Наму Бхагавана вы можете повторять — «Рамана, Рамана», «Намо Раманайя». Но когда это «пранава-мантра» [мантра, содержащая слог ОМ], которая связана с определенной традицией, то это другое. Многие сейчас делают чантинг [ритмичное повторение] Панчакшары [Ом Нама Шивайя] или Аштакшари [Ом Намо Нараянайя] на манер баджанов или намасанкиртаны, однако людям, которые строго придерживаются традиции, это может не понравиться. Потому что это все называется мантрами. А мантры требуют определенной дисциплины, метода, выполнения предписаний.
Но вам нет нужды ждать, пока вас посвятят в мантру. Вы можете повторять: «Шива-Шива́, Шива-Шива́», вы можете повторять «Намах Шивайя», без «Ом». Потому что когда вы добавляете пранаву к этому, то это уже становится мантрой.
Таблетка для садханы
Я дам вам одну таблетку для садханы. Когда вы делаете садхану и вдруг чувствуете упадок духа, уныние, вам нужно принять эту таблетку. Знаете, что это за таблетка? Просто сказать: «Я не хочу ничего». И вы будете свободны. В «Шримад Бхагаватам» Бхагаван говорит: «Я буду следовать как раб за преданным, который говорит „Я ничего не хочу“». Отсутствие желаний — вот секрет. Если кто-то вас спросит: «А чего ты достиг в результате всей этой садханы?», отвечайте: «Я ничего не достиг. Я ничего не хочу. То, что мне нужно, уже внутри меня — покой, мое собственное бытие. Что мне еще нужно?» Бесстрашие, истинное знание, покой. Бхагаван использует слово «сантоша» — глубокая самодостаточность. Вот плоды духовного знания. Сантоша.
Вам ниоткуда ничего не нужно. То, что вы ищите, уже внутри вас: это ваше собственное Естество, Я. А Нама-джапу лучше делать, потому что уму нужна некоторая поддержка. И лучшая поддержка, опора — это повторять Имя, постоянно.
Как выбрать Наму?
Вопрос: Если мы не знаем, кто наш Ишта-Девата, как решить, какое Имя повторять?
Ответ: Нужно быть уверенным. Иначе что вы будете повторять? Если же у вас два или три Имени, и вы не можете определиться, что выбрать, тогда есть вот какая техника. Напишите все эти Намы на листочках бумаги, сложите и положите перед фотографией Бхагавана или фотографией вашего Гуру, или кого-то, перед кем вы преклоняетесь. И помолитесь горячо. И примите четкое решение: что я получу, ту Наму я и буду повторять, я не изменю этому. [Перемешайте сложенные листы и вытяните один.] И придерживайтесь только этой Намы!
Подарите уму билет в кругосветку
Когда вы начинаете повторять Имя, не дожидайтесь контроля ума. У многих людей есть это неправильное представление, мол, «после того, как я добьюсь контроля над умом, я буду повторять Имя». Это все равно что при головной боли говорить: «Когда боль уйдет, я приму парацетамол». Вы повторяете Имя для исцеления!
Кроме того, необходимо иметь дисциплинированный подход: принять решение повторять столько-то раз в день и придерживаться этого. И еще до того, как начать, подарите своему уму билет в кругосветное путешествие — позвольте ему идти куда угодно, пусть он думает что угодно, не ожидайте от него сотрудничества, ваше дело — повторять Имя. И когда эта спа́ндана, пульсация постепенно просочится внутрь, ум станет спокойным. Но поначалу он не будет спокойным — он будет думать, он будет скакать туда-сюда, повсюду будет бродить… Пусть бродит.
Когда вы повторяете Наму, не ожидайте даже медитации. Просто вслух повторяйте. Постепенно язык подхватит, потом ум подхватит. И это умственное повторение — уже медитация. Но если вы, например, слишком много съедите за обедом, то это уйдет. Любое небольшое беспокойство — и это уйдет. Вы посмотрите какой-то фильм — оно уйдет. Малейший эмоциональный выплеск — и ваша джапа тоже будет затронута. Так что не все так уж просто.
Но джапу вслух делать несложно. И вам необязательно всегда специально садиться, чтобы повторять. Вы можете делать это при ходьбе, например. Можно также делать джапу через записывание Имени.
Перед сном тоже садитесь — и делайте джапу. И тогда во сне вы заметите, что там льется подспудный поток джапы.
Книгу можно приобрести через вк переводчика, написав ему личное сообщение. Или в интернет-магазинах.
Дэвид Годман цитирую Бхагавана отмечал в частности: «Многие люди, следовавшие путѐм отдачи, выполняли джапу какогонибудь святого имени. Шри Рамана всем сердцем это одобрял, но при случае
всѐ же говорил, что такие практики дают результат только тогда, когда
человек испытывает любовь к имени, которое он повторяет, или к форме, на
которой он концентрируется.».
Выбрать Имя и так, чтобы быть привязанным к нему всем сердцем иметь прявязанность к Имени, например взять ту же связь, что существовала меджу Бхагаваном и Аруначалой — вот это вопрос вопросов.
Петро, читайте книгу, там есть ответ и на этот вопрос.