Основоположник Адвайта-Веданты, Шри Ади Шанкарачарья — очень сложный для перевода поэт. Но не читать (и не пытаться переводить) его тексты было бы смертным грехом для любого, кто следует заданным им векторам. Очень любил и переводил Шанкару, в частности, Рамана Махарши. Он переводил его в стихах на тамильский. Что касается переводов Шанкары на русский язык, то все они не очень читабельны, трудны для восприятия и понимания, поскольку Шанкару до сих пор переводили неритмично, подстрочно. Глеб Давыдов (Сидарт) решил хоть немного, но исправить положение и предпринял первую попытку эквиритмического перевода (перевода с сохранением изначальной ритмической структуры) избранных стихов Шанкары, а также начитал один из переводов поверх медитации, созданной преданными Шри Раманачаранатиртхи (Ночура Венкатарамана).
Десять Шлок (Даса Шлоки)
1.
Не земля́, не вода́ Я, не ого́нь и не во́здух,
не простра́нство, не сме́сь их, не и́х восприя́тие, —
раз их не́т в крепком сне́, эти ве́щи не ве́чны,
а Я́ всегда е́сть, только Ши́ва, всеце́ло
2.
Нет ка́ст и нет пра́вил и не́т стадий жи́зни,
медита́ций и пра́ктик, — «я́» нереа́льно,
для кото́рого э́то, не ве́чно оно́,
но Я́ всегда е́сть, только Ши́ва, всеце́ло
3.
Не ма́ть, не оте́ц, не миры́ и не бо́ги,
не Ве́ды, не же́ртвы, не святы́е места́ Я,
их не́т в крепком сне́, но Я́ существу́ю,
Я́ всегда е́сть только Ши́ва, всеце́ло
4.
Не Са́нкхья, не Ша́йва, не́ Панчара́тра,
Не Джа́йна, Мима́нса и други́е доктри́ны,
откры́лось мне: А́тман пречи́ст, бесконе́чен,
Я́ всегда е́сть, только Ши́ва, всеце́ло
5.
Не све́рху, не сни́зу, не вну́три, не снару́жи,
не в це́нтре, не с кра́ю, не сле́ва, не спра́ва,
везде́, словно Не́бо, недели́мый на ча́сти,
Я́ всегда е́сть, только Ши́ва, всеце́ло
6.
Не бе́лый, не че́рный, не кра́сный, не же́лтый,
не то́лстый, не то́нкий, не коро́ткий, не дли́нный,
вне фо́рм, словно све́т, пребыва́ет тот А́тман —
это Я́ всегда е́сть, только Ши́ва, всеце́ло
7.
Нет заветов, Писаний, учений и знаний,
нет «тебя́» и «меня́», и не́т всего ми́ра,
Реа́льное Зна́ние не зна́ет разли́чий,
только Я́ всегда е́сть, лишь Ши́ва, всеце́ло
8.
Нет сно́в, пробу́жденности, кре́пкого сна́ нет,
нет того́, что живе́тся в этих тре́х состоя́ниях,
ведь они́ – лишь неве́денье, а Я́ запреде́льное,
это Я́ всегда е́сть, только Ши́ва всецело
9.
Вселе́нная вся́ – это не́ Естество́,
она́ нереа́льна, стреми́сь лишь к Тому́,
что Е́сть постоя́нно и само́ по себе́,
это Я́ – всегда е́сть, только Ши́ва, всеце́ло
10.
Е́сли нет дву́х, то еди́нства не мо́жет быть,
когда́ нет неце́лого, це́лого не́т,
если не́т пустоты́, то нет не́-пустоты́…
Здесь Ве́ды смолка́ют – остае́тся Веда́нта.
Шесть стихов о Бесформенном (Нирвана Шатакам)
Не у́м Я, не ра́зум, не ли́чность, не па́мять,
не ухо́, не гла́з Я, не но́с и не ко́жа.
Не во́здух, земля́, не ого́нь, не вода́ Я,
Я ве́чность Блаже́нства, Я Ши́ва, Я Ши́ва.
Не вдо́х и не вы́дох, не пя́ть элеме́нтов,
не пя́ть оболо́чек ума́, не мате́рия,
не о́рганы ре́чи, не ру́ки, не но́ги,
Я ве́чность Блаже́нства, Я Ши́ва, Я Ши́ва.
За гра́нью пристра́стий, бе́з неприя́зней,
вне ре́вности, го́рдости, жа́дности, глу́пости,
вне долго́в и стремле́ний к бога́тству, к свобо́де.
Я ве́чность Блаже́нства, Я Ши́ва, Я Ши́ва.
Нет заслу́г у Меня́ и не́т недоста́тков,
удово́льствий нет, бо́ли, моли́тв, ритуа́лов,
не могу́ быть воспри́нят, Я вне́ восприя́тий,
Я ве́чность Блаже́нства, Я Ши́ва, Я Ши́ва.
Вне сме́рти, вне ка́сты, вне рели́гий и до́гм Я,
без отца́ и без ма́тери Я́, нерожде́нный.
У Меня́ нет родны́х, нет друзе́й и наста́вников,
Я ве́чность Блаже́нства, Я Ши́ва, Я Ши́ва.
Вне́ измене́ний, за преде́лами фо́рмы,
Я́ вездесу́щий, Я во все́х и во все́м,
ни свобо́дный, ни пле́нник, за преде́лами свя́зей,
Я ве́чность Блаже́нства, Я Ши́ва, Я Ши́ва,
Я ве́чность Блаже́нства, Я Ши́ва, Я Ши́ва,
Я ве́чность Блаже́нства, Я Ши́ва, Я Ши́ва.
Сведенная Суть всей Веданты и Сиддханты
(Sarva-Vedanta-Siddhanta-SaraSangraham)
Шлоки для медитации, отобранные Шри Раманачарана Тиртхой (Ночуром Венкатараманом)
777
То, кото́рым простра́нство и все́ элеме́нты реа́льными ви́дятся,
вечно-сия́ющее Созна́ние, Я́, в котором всё́ – только ка́жимость,
са́мо-сияющее, светом «Я́» проявившее, позволя́я видеть, «друго́е», —
ты есть То́, Осозна́ние Чи́стое, Бра́хман недво́йственный.
778
То Созна́ние Це́льное, Блаже́нство бескра́йнее, Зна́ние Ве́чное,
непреры́вно живу́щее в чи́стых сердца́х, что в сама́дхи
раствори́ли себя́, в глубине́ интенси́вного по́лного само-внима́ния, —
ты есть То́, Осозна́ние Чи́стое, Бра́хман недво́йственный.
779
То Созна́ние Це́льное, внутри и снаружи недво́йственно сущее,
что неве́ждами ви́дится мно́жеством в силу ло́жного то́ждества,
непреры́вность Реа́льности, как всё́, что из гли́ны, – лишь гли́на, так ты́
только То́, Осозна́ние Чи́стое, Бра́хман недво́йственный.
780
То Созна́ние Це́льное, о кото́ром глася́т Писа́ния,
непреры́вное, ве́чное, без нача́ла, конца́, середи́ны,
вне распа́да, вне чу́вств, без опо́р и без ме́р, без поро́ка блаже́нство еди́ное,
ты есть То́, Осозна́ние Чи́стое, Бра́хман недво́йственный.
Вивекачудамани
(Бриллиант в короне Различения)
Шлоки для медитации, отобранные Шри Раманачарана Тиртхой (Ночуром Венкатараманом)
251
Формы гли́ны, такие как ча́ша, ум ви́дит реа́льными,
но в реа́льности они – только гли́на,
так и эта вселе́нная, что из Бра́хмана сделана,
лишь сам Бра́хман, она только То́.
Ведь нигде́ никогда ничего́ кроме Брахмана
не́т и в поми́не, Он Реа́льность единственно су́щая,
Суть всего́ Он, а зна́чит и ты –
недвижи́мый и чистый недво́йственный Бра́хман.
252
Как во сне́ всё простра́нство, и вре́мя, и ве́щи,
и то́т, кто их зна́ет, не реа́льны совсем,
так и ми́р нереа́лен, кото́рый мы ви́дим просну́вшись,
ведь он про́сто неве́денья сле́дствие.
Так и те́ло, и о́рганы чу́вств, и дыха́нье,
и чу́вство отде́льности – не реа́льны, а реа́лен лишь ты́ –
недвижи́мый и чистый недво́йственный Бра́хман.
395
Разве ну́жно еще́ говори́ть нам хоть что́-то об э́том?
Джива – Бра́хман, вселе́нная вся – это Бра́хман, и то́лько.
Все Писа́ния нас уверя́ют все время,
что не́т ничего кроме Бра́хмана.
Это фа́кт несомненный для те́х, чьи умы стали све́том
и кто зна́ет единство свое́ и тожде́ственность с Брахманом,
кто отбро́сил все связи со вне́шним, остался лишь Бра́хманом,
Вечным Зна́нием, Вечным Блаже́нством недвойственным.
409
Тот пости́гший непрерывность сия́ния
в своем се́рдце, блаженство еди́ное,
несравне́нную и безграни́чную
вне всех ме́р и вне целей свобо́ду,
как бескра́йнее небо прекра́сное,
недвижи́мое и прозра́чное,
остае́тся собой в этом ви́деньи,
полното́ю и ясностью Бра́хмана
410
Тот пости́гший непрерывность сия́ния,
в своем се́рдце, вне идей причин-сле́дствий,
вне всех о́бразов Реальность еди́ную,
несравне́нную и несомне́нную,
утвержде́нную в Ведах, знако́мую
всем как чу́вство я-естьности, я́,
остае́тся собой в этом ви́деньи,
полното́ю и ясностью Бра́хмана
411
Тот пости́гший непрерывность сия́ния,
в своем се́рдце, нетленную, ве́чную,
всеблагу́ю, за гранью всех го́рестей,
океа́ну покоя подо́бную,
вне име́н, вне грехов и заслу́г,
моноли́ту подобную це́льность,
остае́тся собой в этом ви́деньи,
полното́ю и ясностью Бра́хмана
254
Он вне ка́ст и религий, вне семьи́ и традиции,
Он вне и́мени-формы, вне заслу́г и вне грязи,
вне простра́нства и времени Он, вне объе́ктов —
ты и е́сть этот Бра́хман, пребу́дь с этим Зна́нием.
255
Он слова́ми не́вырази́мое,
только гла́зу Зна́ния чи́стого
Он досту́пен, безначальный свет я́сности —
ты и е́сть этот Бра́хман, пребу́дь с этим Зна́нием.
256
Незатро́нутый волно́й воплоще́ния.
В сердце йо́гина, но вне́ ощуще́ний Он.
Безупре́чный, интелле́кту неве́домый.
Ты и е́сть этот Бра́хман, пребу́дь с этим Зна́нием.
257
Он осно́ва вселе́нского мно́жества
проявле́ний всех, Он са́м себе си́ла.
Ни прозра́чный, ни пло́тный, вне часте́й и сравне́ний.
Ты и е́сть этот Бра́хман, пребу́дь с этим Зна́нием.
258
Вне рожде́ния, ро́ста, разви́тия Брахман,
вне боле́зней, старе́ния, сме́рти, распа́да.
В Нем творе́ние ми́ра, и жи́знь, и коне́ц,
ты и е́сть этот Бра́хман, пребу́дь с этим Зна́нием.
259
В Нем разли́чий никаки́х, Он та Су́ть неизме́нная,
что всегда́ только е́сть, недвижи́мая бе́здна бескра́йняя,
вне деле́ний на ча́сти, изве́чно свобо́дная.
Ты и е́сть этот Бра́хман, пребу́дь с этим Зна́нием.
260
Он Оди́н, но причи́на для мно́жества,
и ины́х нет причи́н, без причи́ны Причи́на Он.
Сам в себе́ Он. Вне причи́н и вне сле́дствий Он.
Ты и е́сть этот Бра́хман, пребу́дь с этим Зна́нием.
261
Что свобо́дно от ма́йи, бесконе́чно, нетле́нно,
вне движе́ний вселе́нной и вне́ перемен, запреде́льное,
ве́чное и беспорочно-сча́стливое —
ты и е́сть этот Бра́хман, пребу́дь с этим Зна́нием.
262
Та Реа́льность Еди́ная, что в неве́деньи мно́жеством ка́жется
форм, име́н и хара́ктеров-качеств, но всё же́,
словно все́ золоты́е изде́лия – только лишь зо́лото,
так и ты е́сть тот Бра́хман, пребу́дь с этим Зна́нием.
263
То, что вы́ше, чем вы́сшее, то́ньше незри́мого,
что сия́ет над ма́йей, над Вселе́нной, та Е́стьность,
та еди́ная Су́ть, Разум-Сча́стье, безбре́жность, осно́ва —
ты и е́сть этот Бра́хман, пребу́дь с этим Зна́нием.
264
Созерца́я внутри́ своего существа́ эту И́стину,
признава́я в Писаньях Святы́х утвержденное Зна́ние,
эту И́стину сделаешь ты свое́ю реальностью
и очи́стишь себя от сомне́ний и стра́нностей.
265
Осозна́в в этом теле Себя́ как чи́стое Зна́ние,
что за гра́нью неведенья ве́чно и его результа́тов,
словно ца́рь среди войска, будь ве́чно в Себе утвержде́нным,
будь Собо́й, растворяя Вселе́нную в Брахмане.