После выхода в России книги Ночура Венкатарамана «Блаженство Естества: Swatmasukhi» многие стали интересоваться этим Мастером в линии передачи Раманы Махарши. Однако столкнулись с тем, что информации о нем на русском языке очень мало. Действительно, Шри Раманачарана Тиртха (имя, которое он стал использовать повсеместно после официального принятия им санньясы в 2023 году) не любит рассказывать о себе, практически не дает интервью и не склонен создавать ненужную шумиху вокруг себя. По этой причине даже и в англоязычных источниках трудно найти что-либо, связанное с его биографией. Однако кое-что есть. В. Ганешан, внучатый племянник Раманы Махарши, известный российскому читателю по фундаментальному фолианту о пути 75 старых преданных Раманы, написал также книгу «Встречи с Мудрецами и Святыми» («Meetings with Sages and Saints»), где рассказал истории двадцати пяти встреченных им святых, среди которых как сам Рамана Махарши, так и Йоги Рамсураткумар, Папа Рамдас, Анандамаи Ма, Муктананда баба, Дж. Кришнамурти, Нисаргадатта Махарадж. Последняя глава в этой книге посвящена именно Ночуру Венкатараману. Уже само по себе помещение свами Ночура в такую компанию, да еще и человеком, который непосредственно и близко общался с упомянутыми выше святыми и получал от них наставления, говорит о многом. Однако мы решили перевести эту главу на русский язык полностью, поскольку она действительно снимает завесу с биографии Мастера.

В.ГАНЕШАН: НОЧУР ВЕНКАТАРАМАН (Рамана Чарана Тиртха)

ЖИЗНЬ

Венкатараман был рожден в деревне Ночур, штат Керала, — очень традиционной деревне, глубоко жившей Ведической культурой. Его отца звали Сундарам Лыер, а мать – Лакшми Аммал. В детстве в одном из домов его родственников ему посчастливилось увидеть мощную фотографию Бхагавана Раманы, сидящего в позе sukhasana. После этого он стал видеть Шри Бхагавана во снах.

Когда он был еще совсем ребенком, очень быстро один за другим умерли два его дяди по отцовской линии, а затем и его отец. Эти смерти произвели на ум мальчика глубокое впечатление, дав ему понимание непостоянной природы мирской жизни. Во время ритуалов, связанных с церемонией кремации его отца, он случайно услышал беседу двух пожилых женщин о смерти. Одна из них спрашивала другую о том, что происходит с человеком после его смерти, куда уходят мертвые… Вторая, старшая, отвечала: «Они прекращают существовать». Эти слова произвели шокирующее впечатление на мальчика, игравшего в этот момент рядом с женщинами. Он попытался представить себе состояние, в котором он «прекратил бы существовать». Это породило огромный страх в его сердце. Его сердце просто не принимало идею о «ничто». В сердце поднялся интуитивный ответ: «Как существование может стать не существующим? Вот Я ЕСТЬ, как же я могу перестать существовать? Нет! «Есть-ность» никогда не может стать не существующей». Несмотря на то, что этот эпизод может показаться не таким уж значительным, позже он оказал глубокое влияние на его созерцание (манану) Веданты, на его духовную практику.

Когда ему было около четырнадцати лет, он открыл для себя «Бхагавад Гиту», книгу, которую его отец читал каждый день. Венкатараман начал читать ее с большим вниманием, чувствуя при этом, что он уже читал ее раньше. В этом чтении была глубокая наполненность, покой. Эти ежедневные медитативные чтения «Гиты» продолжались многие годы, что оказало огромное влияние на его жизнь. «Гита» открыла ему послание, что есть состояние «бессмертности», Блаженства внутри – Атмана – ЕСТЕСТВА – «Я ЕСТЬ».

С тех пор он вел жизнь интенсивного созерцания и часто подолгу оставался в безлюдных местах – в храме Божественной Матери, Шанти Дурги, на пруду Шанкары или просто где-нибудь в джунглях. Большую часть времени он медитировал и размышлял над Упанишадами и «Гитой».

Очень глубокое впечатление на него оказали в тот период жизнь и учения Шри Рамакришны Парамахамсы и Свами Вивекананды. Часто он надолго исчезал из дома, и много раз родственники находили его в ашраме Рамакришны в Триссуре и насильно возвращали домой. Большую часть времени в ашраме Рамакришны он проводил в компании монахов. Они любили его и принимали как своего. От них он узнал разные грани духовной жизни. Также он прочитал все книги, связанные с Рамакришной, и очень близко общался со многими продвинутыми садху этого ордена. Все это дало ему прекрасный фундамент для выстраивания характера. Однако подобная самоизоляция и избегание нормальной юношеской жизни пробудили в его родственниках серьезные сомнения в умственной стабильности молодого человека.

Однажды он сидел дома с книгой в одной руке и стаканом молока в другой. Внезапно его тело обмякло, и он упал со стула, и когда его мама и другие члены семьи поспешили к нему, чтобы выяснить, что случилось, они с ужасом обнаружили, что тело не подает никаких признаков жизни. Мама положила голову сына на свои колени и принялась рыдать. Вокруг столпились люди. Через несколько минут, наполненных беспокойством и тревогой, жизнь вдруг вернулось в тело – как если бы он просто проснулся! Это, однако, поселило в сердце матери глубокий страх. На все ее повторяющиеся вопросы о том, что с ним случилось, он отвечал, что не может ничего вспомнить и рассказать об этом. Единственное, что он мог утверждать, что это был значимый «духовный опыт»!

Вскоре после этого великий tapasvi (воплощение аскетизма) приехал в Ночур из Калькутты. Несмотря на то, что он был старше Венкатарамана на 40 лет, он стал его постоянным спутником. Этот Свами стал инструментом Господа, через который Венкатараман был защищен, сформирован и начал практиковать разные духовные дисциплины еще в юности. Эти практики сделали тело готовым для тех духовных опытов, через которые ему предстояло пройти позднее. Этот Святой помог еще очень невинному мальчику приспособиться к внешней жизни и позже вести нормальную сбалансированную семейную жизнь, при этом [до поры] не вступая на путь внешней санньясы.

Давайте посмотрим, как сам Венкатараман рассказывает о величайшем поворотном пункте своей жизни:

«Я обычно пол дня проводил в храме Шанти Дурги. Часы утекали в радостной погруженности во «внутреннюю тишину» и «внутренний покой». Это были дождливые дни «Бхакти» и весна «Джняны». Иногда в те дни я медитировал очень ранним утром, около трех утра – сидя перед огнем и повторяя мантру «Шива Панчакшара», в которую был посвящен Господом во сне. Я всегда чувствовал присутствие огня как огромную помощь для пробуждения Внутреннего Огня Естества. И вот внезапно завеса была приподнята с мозга и очень ясно было воспринято состояние «глубокого сна в бодрствовании», истинные глубины Глубокого Сна! Я не могу подобрать лучших слов.

В сущности, я увидел, или лучше сказать: я был погружен в абсолютную легкость состояния, подобного глубокому сну, но при этом будучи совершенно бодрствующим в этот предрассветный час. Сушупти (Глубокий Сон) открыл себя не как инертное состояние, но как субстрат, где Естество сияет без тела, без ума и без эго… как глубочайший покой Самадхи. Когда я вышел из этот состояния Самадхи, возникло ясное видение индивидуальности, «Я», всплывшего из бездонных глубин моего существа, которое было неподвижностью и покоем. Это было так, словно я видел свое собственное рождение из моей же утробы. Внутренний Свидетель, Осознавание, наблюдало это «Я», всплывающее и становящееся персональным. На следующий же день поток Милости вошел в мою жизнь в виде книги биографии Бхагавана Шри Раманы и его «Кто Я?» на языке малаялам [родной язык Венкатарамана]. Эти две книги подтвердили и вербализовали тот путь, который проделала Внутренняя сила днем раньше. Так, уже после ясного проблеска «Пути Раманы», Шри Бхагаван предстал передо мной как Сатгуру. «Сначала приходят плоды, а потом цветы», — говорит Шри Рамакришна Парамахамса.

Хотя я получил этот «Внутренний Экспириенс», мне еще предстояло прийти под сень Материнской Любви и Милосердия Шри Бхагавана, его осязаемого присутствия в Шри Раманашраме. Во мне все еще оставалась глубокая устремленность к очень сильной стабилизации. Я был тогда тинейджером, совершенно не интересовался тем, чтобы найти работу или заработать денег. И это была поистине Сила притяжения Милости Шри Бхагавана, работающая подспудно, когда один из моих друзей по духовному поиску, который был для меня как старший брат, пришел ко мне домой и уверенно сказал: «Поехали со мной на Аруначалу». «Но у меня совершенно нет денег», — ответил я. «А кто просит у тебя денег? Я беру тебя с собой», — сказал он. Он почти силком усадил меня на свой мотоцикл и повез к автобусной станции.

После 12 часов утомительного автобусного путешествия мы прибыли в Тируваннамалай. К тому моменту я был совершенно изнурен. «Зачем мы проделали весь этот тяжелый путь?» — такой вопрос звучал внутри меня. Мы даже не знали, что это был священный вечер Маха Шиваратри! Мы сошли с автобуса где-то рядом с Pali Tirtham, недалеко от Ашрама. Аруначала тогда совсем не была такой зеленой, как сейчас, но какое величие открылось нашим глазам! Неудержимая тяга чего-то очень глубинного была несомненной.

Мы вошли в Ашрам. Несмотря на святой день, там было совсем немного народа. Поскольку мы не проинформировали Ашрам о своем прибытии, свободных комнат не оказалось. Поскольку мы приехали из Палаккада, один преданный повел нас прямо к Кунджу Свами. Мы простерлись перед этим очень старым Садху, выглядевшим как блаженное дитя! Свами милостиво расспросил нас о том, кто мы и откуда, и рассказал несколько историй из жизни Шри Бхагавана. После этого он попросил человека в офисе Ашрама, чтобы он как-то разместил нас, и нам предоставили место под навесом из соломы прямо напротив самадхи Шри Бхагавана.

Мы оставили там свои сумки и пошли к Шри Бхагавану. В этот момент шла параяна [ежедневные песнопения стихов Раманы Махарши в Ашраме]. Это был святой час сумерек Маха Шиваратри. Я вошел в Зал Самадхи Шри Бхагавана и застыл, глядя на его Усыпальницу и прислонившись к стене. Некий глубокий внутренний процесс был активирован во мне, изнутри. Это было своего рода поглощение. Тело начало трястись, и я почти упал в обморок! Мой друг, стоявший рядом со мной, удержал меня на ногах и отвел в ближайшую комнату. Мой рот повторял мантру, в которую я незадолго до этого был посвящен. Но внутри был совершенно ясно активен ток «Я-Я». Это был глубокий процесс внутреннего слияния. Ум превратился в чистый поток энергии. Он не был сделан из «мыслей». Скорее он походил на стремительно бегущий ручей, исчезающий в бездонном источнике!

Вечером преданный повел нас на Гирипрадакшину [обход вокруг Аруначалы]. Потом он помог нам добраться до Скандаашрама и пещеры Вирупакши. Но все эти движения были лишь на поверхности. Глубоко внутри меня господствовал Всевышний Аруначала Рамана. После этого во мне больше не осталось поиска внешнего Гуру или Бога. Многие спрашивали меня, видел ли я Шри Бхагавана. Мой ответ был: «Да, я видел его гораздо ближе, чем что-либо, что можно воспринимать через органы чувств». В действительности это Он видел меня и поглотил меня, а не я! Только Он существует!

В те двадцать пять лет, что прошли с момента того первого посещения, многие старые преданные Шри Бхагавана, такие как Канакамма и Ганешанна, излили на меня свою любовь и сострадание. Поистине некоторые из этих старших заботились обо мне, как о собственном ребенке. Только через них сладость великодушия Шри Бхагавана и Его божественное присутствие стали для меня Реальностью. На их примере я увидел, как Гуру-бхакти превосходит даже устремленность к Само-Реализации. «Бхакти после Джняны в сотни раз слаще!» — так говорит Мадхусудана Сарасвати».

Внутренний Экспириенс, дарованный ему Аруначалой Раманой, начался как проблеск, который позже стал устойчивым «Пламенем Мудрости», — посредством постоянного созерцания и медитации, которые он практиковал годами. Три с половиной года он провел в обучении тапасе в Калади, на родине Ади Шанкарачарьи. Там, на берегу реки Пурны, была отточена грань его жизни, связанная с изучением основополагающих писаний Веданты, «Прастханатрая», а также избранных работ Бхагавана Раманы. Все это было глубоко усвоено им и привело к откровению состояния Атманубхути. После этого множество стихов на санскрите излилось из него (позже эти работы были опубликованы в виде книги «Anandamakarandam»). Несмотря на то, что в Калади он жил один и ни с кем не общался, некоторые редкие зрелые души распознали духовное сокровище, расцветшее в этом юноше.

В 1993 году, в ходе празднований Джаянти (дня Явления) Раманы, Венкатараман приехал в Палаккад, чтобы посетить сатсанг в ашраме «Виджняна Раманеейам». Но судьба распорядилась так, что спикер не пришел в тот день, и говорить попросили Венкатарамана. Преданные были поражены, слушая и наблюдая этого мальчика, говорившего публично в первый раз в жизни. Маститый профессор санскрита, присутствовавший при этом, сказал: «Сегодня мы стали свидетелями явления нового Ачарьи!» Это была первая его беседа. Темой беседы было «Само-исследование и Бхагаван Рамана». Это было как ливень Бхакти и Джняны. И те, кто услышал эту его первую беседу [тридцать лет назад], до сих пор продолжают с трепетом слушать его! И уверяют, что та первая беседа была такой же, как сейчас. Никаких изменений или градаций, только тело взрослеет!

Канакамма – прямая преданная Шри Бхагавана, которая [не очень хорошо зная тамильский язык] слушала лекции великого святого поэта Муруганара о Бхагаване, а позже по памяти записала все это и собрала в книгу, которая была издана Раманашрамом. Она часто ездила в Ченнай из Тируваннамалая, для необходимых ей врачебных осмотров. Во время одной из таких поездок она стала ходить на беседы Венкатарамана по поводу «Ulladu Naarpadu» («Сорок стихов о Том, что Есть»). Послушаем со слов Шешадри из Палаккада, преданного Бхагавана, что произошло тогда между Канакаммой и Венкатараманом: «Я каждый день должен был привозить ее на машине в этот зал. После того, как она все семь дней слушала эти беседы, она сказала Венкатараману: «Через тебя говорит Бхагаван». Она попросила его приехать к ней домой в Тируваннамалай. Когда это случилось, она усадила его в кресло, в котором сидел Муруганар и говорил с ней об «Избранных работах» Бхагавана. И попросила его провести там беседы о дополнительных стихах к «Сорока стихам о Том, что Есть» («Ulladu Naarpadu Anubandham»). Эти беседы происходили в течение трех дней. Когда они завершились, он сказала: «Бхагаван сделал так, чтобы я, которая не знает тамильского, написала комментарии на тамильском к его «Избранным Работам». Теперь Бхагаван сделал так, чтобы ты, человек, который не учился тамильскому, говорил о его «Работах» на тамильском!» Венкатараман ответил с глубоким почтением: «Амма, это благодаря вам мы получили возможность понять «Работы» Шри Бхагавана». На что Канакамма тут же сказала: «Но ты – настоящее чудо Шри Бхагавана!» Я, который стоял в этот момент сзади него, сказал ему: «Анна! [«брат», — тамильск.], это сам Шри Бхагаван ставит свою печать на тебя, величайшее признание!» Два месяца спустя Канакамма оставила тело прямо перед самадхи Шри Бхагавана в святой день Джаянти Шри Бхагавана. Так что это была их последняя встреча».

Сейчас Ночур Венкатараман – хорошо известный Ачарья Веданты. Его беседы о «Шримад Бхагаватам» — это духовный пир для всех жаждущих преданных. Он написал множество текстов о Джняне и Бхакти – на санскрите, малаялам, тамильском и английском. Его книга о жизни и учении Ади Шанкары «Атматиртхам» уже стала духовной классикой. Его комментарий на «Ulladu Naarpadu», известный как «Swatmasukhi» («Блаженство Естества») на тамильском, английском и малаялам, а также жизнеописание Бхагавана на малаялам – изданы Раманашрамом. Великие традиционные Ачарьи считают его толкования самыми что ни на есть ясными, простыми и в то же время истинными с точки зрения древней мудрости Упанишад, ученые считают его комментарии на ведантические работы глубокими и исполненными откровений, а также непосредственной мудрости и аутентичности. Его беседы на тамильском, малаялам и английском вдохновляют неисчислимое множество преданных по всему миру, и со многими, просто послушавшими его один раз, произошли глубочайшие духовные трансформации.

Пусть Шри Бхагаван продолжает изливать Свою Милость и Благославения на «Ночура» Венкатарамана и всех членов его семьи!

РАМАНА И Я

В тот самый момент, когда я впервые увидел этого ярко сияющего юношу в его состоянии не-«эго», мое сердце сказало: «Вот редкое существо, он пришел, чтобы учение Бхагавана оставалось живым». С того момента я немного эмоционально называю его Ночур «Рамана». Уже чуть позже я узнал, что его имя Венкатараман. Домашние, а также некоторые в Ашраме называют его «Ананд», но для меня он навсегда останется моим дорогим «Раманой».

Оглядываясь назад, я полностью осознаю, что узы, существующие между нами, далеко за пределами человеческих взаимоотношений. В те дни он выглядел значительно моложе своего возраста, мы смотрели на него как на ребенка. Но даже в те дни я видел в нем пламя. Я помню, как он приходил ко мне, еще не будучи Ачарьей Веданты или знатоком «Шримад Бхагаватам», а просто как преданный Бхагавана Раманы, и мы проводили время в божественном блаженстве! Когда я говорил о нем очень высоко, многие упрекали меня в том, что я порчу молодого человека лестью. Но мой внутренний голос был моим единственным проводником в этом распознавании. Будущее подтвердило, что распознавание было точным.

Теперь, друзья, взгляните на «Раману» спустя многие годы! Разве Бхагаван не сделал мои слова правдой? Много раз я был свидетелем того, как аудитория приходит в экстаз, слушая его. Однажды я приехал в Ченнай на его беседы о Нараде. Вечерняя беседа была посвящена «Шримад Бхагаватам». Огромный зал был переполнен духовно ищущими. Но меня скорее интересовала утренняя беседа по поводу «Кто я?» Бхагавана. У Раманы есть традиционный метод – говорить утром о Джняне, а вечером о Бхакти.

Наутро ровно семь мы уже были там. Беседа началась, как обычно, и я был поглощен глубоким присутствием сатсанга. Мое внимание было всецело на моем «Рамане», я сидел рядом с профессором Анантхараманой, организатором этих встреч. Когда беседа подошла к концу, это было как окончание ливня великого Покоя. Анантхарамана прошептал мне: «Обернись». Я обернулся и… меня пронзил трепет. Несмотря на раннее утро, зал был забит до отказа, и все эти люди пришли, чтобы услышать «Кто я?» Бхагавана в чистом виде!

В это мгновение я вспомнил, как Муруганар сказал мне однажды в экстатическом состоянии: «Ганеша! Придет день, когда весь Мир будет слушать учение нашего Бхагавана». Я поблагодарил Анантхараману за то, что он обратил мое внимание на это божественное сияние. И сказал: «Видишь: как восходящее солнце на восточном горизонте, Ночур «Рамана» взошел, чтобы поддержать пламя учения Шри Бхагавана». Это было чистое наслаждение!

Много раз я был с лагерем Ночура «Раманы» на берегах Ганги в Харидваре. Там я тоже рассказывал о своих встречах со Святыми. Те сатсанги были для меня очень увлекательными. Качество слушателей на этих сатсангах очень вдохновляло, и я с радостью делился тем, чем мог, — о своей жизни с Шри Бхагаваном и Его старыми преданными.

И когда бы ни приходили ко мне Хема, преданная жена Ночура «Раманы», которая для меня тоже как дочь, или ученый доктор Вишванатан, который словно тень Ночура «Раманы», или те, кто близок к нему, – Мурали Шамбашанкаран, Шридхар, Рангасвами Декшидар, Чандрамули, Видьяшанкар, — я не перестаю повторять им одно: «Присматривайте за «Раманой» хорошо. Он Сокровище!»

* * *


Краткая справка о Ганешане:

В.Ганешан родился в 1936 году, до 14 лет рос в непосредственном контакте со своим двоюродным дедушкой, Бхагаваном Шри Раманой Махарши. С тех пор у него осталось много богатых воспоминаний, ведь он видел величие милости Раманы всей его славе. 14 апреля 1950 года, когда Мастер решил оставить тело, Ганешан стоял рядом со входом в комнату, где лежал Шри Рамана, и своими глазами видел огромную вспышку Света, которая понеслась во направлении к вершине Святой Горы, Аруначалы.

Ганешан защитил диссертацию Мастера Философии, а затем вернулся в Раманашрам навсегда, чтобы присматривать за Старыми Преданными Шри Бхагавана и выполнять свою садхану. Так постепенно он собрал воспоминания о Шри Рамане, которые раньше никогда не были изданы. И написал книгу на основе этого материала – «Ramana Periya Puranam».

Он близко контактировал со многими Святыми и Мудрецами, в том числе с Дж.Кришнамурти, Нисаргадаттой Махараджем, Йоги Рамсураткумаром, и, по его словам, это помогло ему углубить и расширить свое понимание сути истинного послания Махарши. При этом он признается, что всегда чувствовал себя лишь незначительной «пылью» на Святых Стопах Бхагавана Раманы.

В течение тридцати пяти лет Ганешан работал менеджером в Шри Раманашраме и одним из редакторов ашрамовского журнала «The Mountain Path» («Горная тропа»), а шесть лет до 1994 года возглавлял редакцию. Помимо книги о Старых преданных Раманы, Ганешан написал еще ряд книг: «Be the Self», «Moments Remembered», «Purushottama Ramana», «The Direct Teaching of Bhagavan Ramana» и «Drops from the Ocean». Также, по указанию «Мауна свами» из Велпура, он написал и книгу “Meetings with Sages and Saints”, по материалам которой составлена эта публикация.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *