Не так давно вышедшая англоязычная книга Ночура Венкатарамана «Srimad Bhagavad Gita — Elixir of Eternal Wisdom» представляет собой развернутый, очень подробный (в трех толстых томах) комментарий на одно из самых популярных и значительных индийских священных Писаний — «Бхагавад Гиту». Этот комментарий дает новый взгляд на книгу — через Адвайта Веданту и учение Раманы Махарши. В настоящее время, руководствуясь во многом именно этим изданием, Глеб Давыдов (Сидарт) ведет работу над новым переводом «Бхагавад Гиты» на русский язык с сохранением ритмической структуры санскритского оригинала Гиты. Здесь мы публикуем (пока черновой) перевод одной из шлок и комментарий Ночура Венкатарамана к этой шлоке из упомянутого выше издания (которое, если вы читаете по-английски, мы настоятельно рекомендуем к прочтению, приобрести электронную книгу можно в магазине Amazon).
10.8
ahaṃ sarvasya prabhavo mattaḥ sarvaṃ pravartate
iti matvā bhajante māṃ budhā bhāva-samanvitāḥ
Перевод: Глеб Давыдов (Сидарт):
Я Исто́чник всего́ на све́те,
развива́ется все́ из Меня́ –
пробуди́вшийся к э́тому, чу́вствует се́рдцем
любо́вь и жела́ние Мне поклоня́ться.
Комментарий: Ночур Венкатараман (Шри Раманачаранатиртха):
Это духовно революционный стих. Необходим глубокий, пронизывающий и мудрый интеллект, чтобы непосредственно раскрыть значение этого стиха. Вторая сутра в «Брахмасутрах» — это janmadyasya yatah. В этой сутре Бхагаван Вьяса говорит, что целые внешние и внутренние миры, как и видящий эти миры, возникают, существуют и растворяются в Брахмане. Здесь Бхагаван говорит то же самое; aham sarvasya prabhavah – каждое проявление возникает, остается и вновь сливается со Мной. Когда «aham» («Я») за «sarvam» (всем) распознано, остается только суть «Я», а «всё» прекращает беспокоить нашу осознанность. mattah sarvam pravartate – это благодаря Моему присутствию все активно. Ишвара – вот тот, кто живет внутри каждой формы. Когда эта истина узнана, вся наша жизнь становится поклонением этому Божественному Существу, Господу. iti matva – зная это; budhah – знающие, просветленные души. Что они делают? bhavasamanvitah mam bhajante – они поклоняются Мне с интенсивной бхавой (bhava), экстатической эмоцией.
Bhava – это ключевое понятие духовной жизни. Это источник всего динамизма внутренней жизни. Когда бхава слабеет или убывает, возникает инертность. Отсутствие энергии для медитации – знак такого бедственного положения. Чтобы поддерживать огонь медитативности в фитиле своего ума на протяжении всей жизни, требуется наполнить свое существо маслом неисчерпаемой бхавы. Эта стабильная медитативность есть avikampa-yoga. Все усилия йогина призваны достичь этой стабильной осознанности Брахмана. Медитирующий должен знать, что пока он не достигнет состояния неколебимой йоги, он не в безопасности. Он привносит свет этого знания во все взаимодействия в мире. С чистой бхавой он взаимодействует со всем.
«Я источник всего. Каждая вещь, человек и событие происходит и растворяется во Мне». Это откровение – высшее сокровище, которое только может оказаться в руках медитирующего, который пытается нащупать внутри равновесие самадхи. Это действительно мучительно больно, когда после глубокого погружения в истинно умиротворенное состояние нирвикальпа-самадхи ум безжалостно выталкивается наружу силой прарабдхи. Для йогина возвращаться и контактировать с этим миром материи – ощущается хуже, чем смерть. Поэтому ум жаждет совершать священное омовение в святых водах Духа вновь и вновь. И такое раскачивание между огнем и снегом продолжается до тех пор, пока он не приносит небесное на землю. В какой-то момент он усваивает авикампа-йогу (avicampa-yoga). Где-то глубоко внутри он держится за алтарь, у которого он трансформирует эмоции и мысли в Божественное – bhava-samanvitah mam bhajante. Это сродни трансформации свинца в золото.
«Шримад Бхагаватам» говорит о том, что те, кто знает, как трансформировать каждую бхаву в божественное наслаждение, в rasa, готовы для высшего и стабильного экстаза – rasikah bhuvi bhavukah (Ш.Б. 1.1.3). Эта алхимия была известна раньше как rasavada-vidya. Мы можем перевести это как «божественная химия». Силой бхавы «Все есть Атман» йогин обожествляет все имена и формы, которые пробуждают внутри него мысли или эмоции. Тем самым каждая эмоция взрывается внутри него в виде самадхи. И отныне ум йогина постепенно обретает привычку сжигать каждый элемент чувственных данных в божественной печи медитации.
В определенный священный момент в нем открывается божественное виденье. Он прозревает свое собственное тело как бы изнутри прозрачного кристалла. Он распознает свое «Я», ум, ощущения и тело как застывший божественный свет. Тем самым свет Атмана проистекает через органы чувственного восприятия и впитывает в себя весь мир, а йогин укореняется в стабильной авикампа-йоге.
Этот стих также важен и с точки зрения бхакти-садханы. Суть этого стиха – это бхава, которая является душой бхакти. Но бхакти здесь – это джняна-бхакти. Поэтому-то Бхагаван и использовал слово budhah (знающие) для обозначения таких преданных. Зная, что Бхагаван – это источник и поддержка всего, такие мудрецы поклоняются Богу с интенсивной любовью. Поскольку Он один есть источник всех вещей – sarvam – они больше не питают ни малейшего интереса по отношению к этому «всему». Их внимание только на Нем. Их любовь вне отвлечений – ananya bhakti.
Здесь Бхагаван передает знание о том, что все берет свое начало в Божественном. Это знание есть nirvikalpa, и вся двойственность стерта. Но по возвращении на уровень тела-ума следует придерживаться определенной бхавы. «Шримад Бхагаватам» гласит: «После обретения Знания поклоняйся Мне с бхавой-бхакти».
В бхакти есть много бхав. Преданный держится за определенную бхаву и поклоняется Господу на протяжении всей жизни. Пока его внимание сосредоточено на поклонении, за этим лежит джняна, что Атман есть изначальный источник. Эта Атма-джняна подобна щиту, который питает и защищает его бхакти. Как достижение этой джняны важно, так же и очень существенно для таттва-джняни найти цель тела после обретения джняны, и может потребоваться время, пока это понимание не развернется. Эта деятельность есть bhajana, поклонение, даже для джняни. На самом деле, после этого он поклоняется всему, что возникает в его жизни. Шри Рамакришна говорит: «До джняны эго неочищено. После джняны оно уже не настоящее эго – там лишь видимость «я». И с этим джняни живет в миру, придерживаясь некоторой бхавы, будь то бхакти или джняна».
Внимание преданного тратится всецело на культивацию бхавы. А как именно он питает и защищает свой духовный настрой, объяснено в следующем стихе.
Благодарю!
Варианты проявления любви к Богу:
1). ”Если единственная молитва, которую вы произносите за всю свою жизнь, — это «Спасибо», этого будет достаточно“.
— Мейстер Экхарт
2). Выдержка из книги Дэвида Годмана «Жизнь, вдохновленная Шри Раманой Махарши » :
https://m.vk.com/wall-150022324_6493
3). «Сила благодарности и техника благодарения»:
https://pro-svet.at.ua/index/sila_blagodarnosti_tekhnika_blagodarenija/0-52
Цитата из статьи:
”В конце концов вы почувствуете благодарность за всё, за всю свою жизнь, и испытаете невероятное чувство счастья, радости, Божественной Безусловной Любви и Единства. В этот момент эго просто исчезнет, произойдет полное принятие как есть всего, что было, есть и будет“.
~~~
P.S.
Из личного понимания и опыта:
Благодарю обычно так:
– Отче, Спасибо!
– Спасибо, Дорогой Отец!
– Спасибо, Великий Отче!
И др.
[Так как по религиям Единобожия Бог присутствует везде: и внутри, и снаружи — «Царствие Божие внутрь вас есть». (Лук. 17:21), «Бог есть дух». (Иоан. 4:24) — по христианству, и Сознание — по индуизму; а у Духа/Сознания границ нет, ибо нематериален, — то практика происходит без какого-либо представления образа Бога. Присутствует как бы адресное обращение, с пониманием на основе изложенного в абзаце, что всепроникающий Дух слышит.
По возможности, стараюсь благодарить вслух].
Ещё благодарю Бога так:
— Отче, Спасибо за Твою Любовь.
Ещё из благодарностей Богу на пути:
Отец мой Всевышний, помоги мне, пожалуйста, научиться любить Тебя так, как Ты хочешь, чтобы я Тебя любил.
– Отец Всемогущий, Спасибо за всё, что происходит. Спасибо за отработку кармы.
– Отче, Величайший, Спасибо за то, что всё происходит — только по-Твоему.
Точнее так:
«Из обращений к Богу на пути».
…К пункту 3 — рабочая ссылка:
https://oduhe.ru/index/sila_blagodarnosti_tekhnika_blagodarenija/0-52