Жить для Бога. Фрагмент сатсанга Ананты

Вступительные слова, которыми Ананта (подробнее о нем в недавно опубликованном на этих страницах интервью) начал сатсанг «Это твоя реальная возможность: твоя жизнь может проходить в Свете Бога», состоявшийся 15 сентября 2023 года. Перевод: Сидарт (Глеб Давыдов).

Самый важный вопрос, на который вы можете ответить, это: «Встретил ли я Бога?» Потому что все остальное, что я собираюсь сказать, или что вы слышали от кого-либо, кто направлял вас духовно, зависит от того, встретили ли вы Бога или нет. И есть одна особенность, связанная с этой встречей: вы не можете сомневаться, случилось ли это. Вы не можете сказать: «Есть такое ощущение, и я не знаю — тревога ли это или радость, я запутался. Можешь ли ты, Ананта, сказать мне, это чувство – действительно Бог?» Нет, если вы встречаете Бога, вы знаете это.

Потому что нет никакого другого присутствия, с котором вы могли бы встретиться. Только присутствие Бога. Это не так, будто вы встречаете множество разного рода присутствий внутри себя. В этом случае вы могли бы сомневаться – а какое же из них присутствие Бога? Если есть присутствие внутри вас, Я-естьность, значит это присутствие Бога. Даже ложное эго выстроено только поверх этой Я-естьности. Идея, будто «Я есть что-то» — это ложное представление. Но эта идея тоже опирается на «Я-естьность». Так что это присутствие «Я есть» — это присутствие Бога внутри вас. И это присутствие прекрасно, потому что оно удерживает всю нашу жизнь. Я часто говорю об этом, что это так, словно Бог держит нас за руку. Потому что мы так привязаны к сфере имени и формы, что нам требуется получить переживание присутствия, чтобы встретить Бога, который за пределами восприятия и понимания. В этом красота этого присутствия: это наитончайшее из всего воспринимаемого, что когда-либо можно встретить. Предначальная вибрация, самое тонкое ощущение. Тоньше, чем сам воздух. И хотя она ощущается как сердечная вибрация, когда я спрашиваю вас, где ее границы, где ее измерение, вы говорите, что у этого нет таких ограничений и границ, никаких таких определений вроде «измерения». Распознавать ее неограниченность, ее вечную природу, ее бесконечность – это использовать Его присутствие, чтобы встретить Его. И эта встреча – чисто интуитивна.

Так что когда я спрашиваю вас, встретили ли вы Бога, это на самом деле вопрос – чувствуете ли вы Его присутствие внутри себя и можете ли вы пойти за пределы воспринимаемой тончайшей вибрации к Его беспредельности, которую вы можете встретить лишь интуитивно? И вот это Знание Себя, интуитивное Знание, откровение становится затем главным оплотом нашей жизни, первой опорой пути Сердца, и мы начинаем жить за гранью пути головы. Путь «меня» оставлен ради пути Бога.

Заметьте, что мы никогда не встречаем «меня», нам нет необходимости проходить через «меня», чтобы прийти к Богу. Это маленькое «я» — это лишь конструкция, состоящая из наших верований, из нашего отождествления, и лишь Бог – присутствует. Это наш инсайт, откровение, наше Знание. Истинное Знание Себя.

Сколько из вас встретили Бога вот этим путем, о которым я говорю? Что случилось с руками? Никто не встретил Бога? Несколько рук. А, вот, они поднимаются. Спасибо, спасибо. <…>

Итак, многие из нас верят и говорят, что да, они встретили Бога. И я надеюсь, что этот ответ не исходит из какого-то куража вроде: «Да! Мы можем это сделать! Мы можем встретить Бога!» Не оттуда, но из полноты понимания и из истинного света.

Так вот, этот Бог, которого мы встречаем, кто Он? Кто Он? Где Он? Насколько Он большой? Каковы Его силы? Сколько планет в этой майе, которую мы воспринимаем? Может быть триллионы? То есть нет конца Его творению. Так кем же должен быть Тот, которого даже творению нет конца? И в смысле времени, и в смысле пространства. Кем должен быть Тот, кто был способен поместить свое Присутствие внутрь нас? Так чтобы мы смогли найти Его, Господа Вселенной и миллионов и миллионов подобных вселенных. Неужели в твоем сердце это действительно Бог? Или это просто хорошее самочувствие? Просто способ улучшить свое самочувствие?

Да-да, все качают головой, все поднимают руки. «Я на самом деле не знаю, но я не хочу показаться лузером в духовности». Не оттуда ли? Или это по-настоящему Бог, чье присутствие вы подтверждаете? И если Бог с вами, тот Бог, который Господь и Хозяин Вселенной и гораздо больше того, тогда почему ваша жизнь вот такая? Не в смысле содержания вашей жизни, а в смысле вашего отношения к этому содержимому, вашего отношения к каждому проживаемому моменту. Если она держится Высшим Существом, которое за пределами постигаемого, то как тогда каждый момент нашей жизни не становится самой радостью? Должно быть, что-то где-то не так…

Или вы встречаете какого-то второстепенного Бога? Встречаете Бога, в которого нужно верить? А если вы действительно встречаете настоящего Бога, то, говоря простыми словами, что вам еще надо? Возможно ли, чтобы вас еще мог заботить этот маленький «я», если Бог действительно с вами? Как это так, что каждое мгновение нашей жизни не проходит в любви к Нему? Как это так, что каждое мгновение нашей жизни не проходит в том, чтобы прислушиваться к Его руководству, Его путям? Как это так, что каждое мгновение нашей жизни не проходит в служении Ему, если это действительно Бог, и вы нашли его внутри своего сердца? Как это так, что мы умудряемся сделать даже Бога чем-то для «меня»? Мы берем самую незначительную, эфемерную, маленькую горстку плоти и крови и превращаем Того, кто есть Вселенная, в кого-то для «меня». Это сила заблуждения, это сила майи. Которая говорит тебе: «Да-да, все отлично, Бог здесь, но… как насчет «меня»?»

А что насчет «тебя»? Какого «тебя»? И если на самом деле наша жизнь проводится в любви к этому «мне», к поклонению этому «мне» и следованию воле этого «меня», тогда давайте не называть себя «духовными». Давайте будем честными и скажем: «Духовность для меня – это только способ сделать так, чтобы этому «мне» лучше жилось здесь». То есть на самом деле вопрос в том, для Бога ли мы здесь или мы здесь для его вещей, его материалов? Может мы просто любим божьи вещи? «Я хочу чувствовать Его любовь! Я хочу чувствовать блаженство! Я хочу жить радостно!» И если Он не дает тебе ничего из этого, то ты не любишь Его… То есть это всё про божьи вещи и божьи эффекты и побочные продукты, а не про самого Бога. «Ох, моя духовность не работает для меня, потому что я больше не чувствую покой!» Но любишь ли ты Бога? «Какое это имеет отношение… Я не чувствую покой больше!»

Любишь ли ты Бога? Или ты влюблен в Его вещи?

Я говорил на сатсанге на днях, что, допустим, твой Мастер сидит перед тобой, а вместе с Мастером сидит маленький испорченный ребенок. И тебе нужно чье-то руководство. Кому ты задашь вопрос? И большинство из вас скажут: «Я спрошу Мастера». Мастера, который всего лишь инструмент в божьих руках, просто инструмент божьего света, мы спросим этого Мастера, а не маленького капризного ребенка.

Но кого на самом деле мы спрашиваем в каждый момент своей жизни? Спрашиваем ли мы у присутствия садгуру внутри? У присутствия Бога внутри, святого духа внутри, Атмана внутри? Или мы все еще идем с умом?

Так что пришло время проститься с этой комфортной кресельной духовностью. Время отдать свою жизнь за Бога. «Отдать свою жизнь за Бога» не означает, что мы должны сделать что-то с этим телом. Это только означает, что наша жизнь теперь должна стать служением Ему.

Я видел сегодня кое-что прекрасное, это были слова: «Единственный смысл моей жизни – это указывать на Него». Я чувствую, что нет лучшего описания того, чем, как я чувствую, сейчас является моя жизнь. Может ли быть какой-то другой смысл? Возможно ли для нас быть инфицированными Его любовью так глубоко в сердце, но в своем проявлении не делиться Им, не указывать на Него и продолжать делать все ради «себя»?

Вот поэтому я искренне спрашиваю всех нас: действительно ли вы встретили Бога, Того, кто Хозяин этой вселенной? Который видел миллиарды и миллиарды и миллиарды существ, приходящих и уходящих в Его свете. И в сравнении с Его светом жизнь индивидуального тела – это ничто, — она даже не облако в небе. И если Этот Бог действительно с нами, тогда что мы делаем тут в мире, в поисках всяких вещей, в беспокойствах насчет мирских осуждений и интересов? Как нам сломать эту дихотомию? Как нам сломать этот образ жизни «ни там, ни тут», который мы ведем? Может лучше ухватиться только за одну сторону и придерживаться ее? Просто держаться либо за Бога, либо за «меня», не пытаясь смешать эти два и уж точно не превращая это в «Бог должен быть в служении мне, у меня есть определенные желания, я должен жить определенным образом, и я имею право на такую жизнь с помощью Бога». Знаменитый ученый сказал: «Вселенная не обязана тебе иметь какой-то смысл». Так почему же мы верим, что творец этой вселенной обязан делать жизнь осмысленной для малюсенького пучка плоти? Что дает нам основания просить Бога предоставить нам отчет: «Почему ты делаешь это? Как ты мог сделать такое мне? Как ты мог сделать такое миру?» Это он должен спросить: «Я дал тебе следующий вдох, следующий удар сердца. А ты что делаешь? Где твоя благодарность? Где твоя любовь?»

Скоро дар следующего вдоха прекратиться! Скоро дар следующего удара сердца прекратиться. Что тогда? Мы чувствуем, что наша чуть теплая любовь к Богу дает нам право на Его любовь и присутствие. Но действительно ли мы знаем, что это так? Пришло время для нас перестать быть такими маленькими капризными детишками перед лицом Бога, которого мы даже не можем постичь. Мы благословлены Его милостью, что Его присутствие ощутимо для нас, причем мы для этого ничего не делаем (это нам должно быть ясно: это происходит, и мы ничего для этого не делаем).

Что эта кукла-тень, возможно, делает, так это лишь говорит о том, какие у нее есть намерения, и Бог иногда бывает настолько милостив, что в ответ на наши намерения дает нам дар своего присутствия, когда как большая часть вселенной, большая часть людей борется за то, чтоб найти Бога. И многие из нас говорят: «Да, я нашел Его». Но это «я нашел Его» — это не конец, это начало нашего служения Ему. И это не достижение, это Его Милость. Что ты собираешься делать с этим светом? Что ты делаешь с этим присутствием? Ценишь ли ты его больше, чем саму жизнь? Или ты все еще продолжаешь все эти «а как же насчет меня? а действительно ли я нашел Бога? и что мне с этим делать дальше? как он теперь поведет мою жизнь?». Так кто же на самом деле на твоем алтаре? Кто в твоем храме? Кто тот, с которым ты проводишь большую часть времени? Перед кем ты в основном преклоняешься?

Ты продолжаешь перебирать четки «меня», думая, что ты очень важен и из всего этого выйдет в итоге что-то великое. Если ты хочешь отделенности от Него, фокусируясь на не-существующем эго и поднимая его в своем храме выше самого Бога, может быть Бог тоже однажды примет этот твой запрос на эту отдельность.

С некоторыми из вас мы знакомы 12 лет, 10 лет, и пройдут еще 10-12 лет точно так же, и может еще десятилетие. Но пришло время изменить эту историю. Время для тебя, для ложного «тебя», уйти. Нет больше времени, чтобы тратить его впустую. Ты все равно не заставишь это заработать. Личностное не работает.

Я читаю некоторые ваши вопросы и комментарии, и кое-кто из вас говорит: «Я не знаю, что это!» И моим советом будет: насколько только возможно, с каждым осознанным вдохом пусть эта жизнь будет служить обнаружению Бога. Как сделать так, чтобы ваша жизнь служила обнаружению Бога? Переступив через «себя». Прекратив быть эгоистичным. Прекратив повторять мантру «как насчет меня? что в этом для меня?». Отпустив свой ум. Живя в своем сердце. И многие сатсанги именно об этом: живи без головы, живи из сердца, голова пустая – сердце полное. И вам доступно достаточно поддержки. Вы можете делать «Атма даршан самадхи», вы можете делать исследование, «Приглашение», вы можете молиться. Так много всего есть для нас, чтобы прийти к истинной встрече с Богом. Но вы должны ставить это выше всего остального. Так чтобы это смогло стать оплотом истинного Знания Себя и дало такую силу твоей жизни в свете Бога, чтобы она могла больше не полагаться на систему верований. Она теперь полагается на истинное Знание, которое есть интуитивное Знание Сердца и поначалу может казаться немного нестабильным, но когда вы начинаете привыкать жить в Знании Сердца, вы видите, что оно дает вам очень стабильный сильный фундамент. И тогда это становится первым оплотом вашей жизни.

Этот инсайт, или знание, откровение, интуитивное откровение – можете называть это как хотите – это первый оплот, крыло джняны, о котором говорил Бхагаван. Но подобно тому, как птица не может летать на одном крыле, вы также нуждаетесь в крыле бхакти.

Этот термин не всегда очень ясен, особенно на западе. Поэтому я чувствую, что его нужно разбить на два разных аспекта. Один аспект – это глубокая любовь к Богу. Вся любовь, которую только ты можешь найти в своем сердце, пусть она будет к присутствию в твоем сердце. Люби бытие, люби Естество глубоко – вот так ты любишь Бога. И из этой любви к Богу ты обнаружишь, что она отражается снаружи как любовь ко всем твоим братьям и сестрам в мире. И это звучит очень привлекательно для всех нас: «Кто ж не хочет интуитивного откровения и Знания Себя? это звучит круто! конечно, я хочу этого. Кто ж не хочет любить и быть любимым и делиться любовью? Это звучит так красиво!»

Но есть элемент бхакти, который очень важен. Это служение. Бхакти не возможно без отношения служения, послушания, веры, смирения. Вера – это доверие к своему интуитивному откровению всем своим сердцем. Смирение – это никогда не считать себя кем-то особенным. А послушание – это следовать воле своего сердца. И следовать воле Бога в своем сердце – это очень и очень важно, и это самая суть большинства религий мира. Перефразируя Иисуса: вы можете говорить «Господь! Господь!» сколько угодно, но если вы не следуете воле моего Отца Небесного, я не признаю вас. Гуру Нанак джи сказал, что его высшее наставление для нас – это следовать воле Бога. Слово «мусульманин» само по себе означает «тот, кто следует воле Бога». А в нашей индуистской традиции нет более великого способа жить, чем жить, как Хануман, вся жизнь которого была служением его Господу – Раму, следованием Его воле.

Словом, нет истинного пути без этого служения божественной воле. В нашем современном мире, в современном уме мы не любим это выражение «быть слугой». Мы не хотим, чтобы Бог диктовал нам, как нам жить. Мы хотим иметь «сладкое партнерство». «Половину ты решай, Бог, а половину я буду решать. Давай сотрудничать, давай каждое утро проводить совещание и решать, как должен пройти наш день». Вот так мы хотим жить. Но это не бхакти. Бхакти означает быть открытым и каждое мгновение слушать посылы своего сердца, слушать, что говорит наше сердце, и как оно двигает нас. Но для этого мы должны научиться тому, как жить в сердце, а не в голове.

И представьте себе, что все мы сегодня переключимся с путей головы на пути сердца. Какой взрыв любви и света это мог бы быть в этом мире! Если бы цель всей нашей жизни, — все, что мы хотим для «себя», — стала бы тем, что мы хотим для Него, стала бы единственной целью нашего существования, тогда какое прекрасный поворот мог бы случиться!

Бхакта – это не тот, кто служит себе, а тот, кто жертвует собой. Он не спрашивает Бога: «Что ты делаешь для меня? И почему ты не сделал для меня это? И почему ты сделал мне это?» Бхакта говорит: «Я Твой, Господи, во всех смыслах. [Говорит на хинди.] Все – Твое, и теперь все это отдано Тебе. Что принадлежит мне? Совсем ничего». Мы слушали вчера киртан, и певец пел, что [говорит на хинди] – во мне нет ничего моего, все во мне – это Ты, Твое». Вот самая суть служения. Веры, смирения и послушания.

Простым тестом было бы: насколько ты хочешь, чтобы Бог был послушен твоим прихотям и хотелкам, вот настолько давайте станем послушными Ему. И вот именно так, говорит Бхагаван, учения джняны и бхакти сходятся в жизни истинного преданного. И вот именно это я бы назвал действительно духовной жизнью.

<…>

Пусть всё будет ради Бога, всё ради Истинного Я. Пусть сегодня начнется взрыв любви к Богу в этой санге. Пусть все мы взорвемся в Его любви и свете. Отложим в сторону всю нашу заинтересованность в «себе», все наши суждения о «себе», всё – в сторону, и просто сделаем себя полностью доступными для Него. Важно, чтобы все мы распознали, что жить в Его свете – это единственный достойный способ жить.

15 сентября 2023 г., Бангалор, Индия

4 комментария

  1. Спасибо!

    К статье вспомнилось:

    «Беспокойство – это враг, несущий беды; беспокойство побуждает совершать ужасные грехи; беспокойство – опьянение; беспокойство ума – глубокая, темная западня».

    — Шри Муруганар «Гуру Вачака Коваи. Собрание устных наставлений Раманы Махарши»

    ~

    «Если не знаешь как поступить, обрати внимание на покой…
    Если его нет, лучше не принимать решений.
    Сначала успокой ум.
    Действуй всегда из тишины, из покоя.
    Это самые верные и правильные решения и поступки в жизни». (с)

    ~

    И, возможно, лучшее видео по затронутым вопросам:
    «Тишина — язык Бога»
    https://www.youtube.com/watch?v=5eMgb9YhwAc

  2. Из небольшого Св.Текста, рекомендованного к прочтению Шри Раманой*:
    ~~~
    8. Много помех есть этому покою, по-разному их называют. Но все они — проверка для человека. Когда приходит час испытаний, мы должны быть бдительны и внимательно следить за тем, чтобы даже тень этих помех не упала на нежный цветок безмятежности нашего ума. Потревожишь этот цветок — убывает запах, убывает прохлада, убывает цвет.
    Ни тебе нет пользы от него, ни людям. И для приношения Богу он не годится. А ум твой — знай это! — превыше всех цветов. Лишь этим цветком безмятежности ты должен исполнять свои долги по отношению к себе, к другим людям и к Богу. Пусть твой ум всегда остается свежим и безмятежным. Покой — это обретение человеком полного счастья.

    9. Божество твоего Я почитай беспрерывно приношением цветка покоя. Пусть эту пуджу видят дети — видоизменения ума. Постепенно они поумнеют, прекратят свои шалости и захотят испытать радость, подобную твоей. Глядя на твоё спокойное состояние, эти помехи проникнутся отвращением к самим себе. А ты терпеливо продолжай свою пуджу. Не волнуйся, увидев капризы ума. Наоборот, пусть они, видя твой покой, сами достигнут успокоения. Всем необходим Покой.

    10. Скажу коротко: сущность всех Вед — «Покой».

    — Виджай Р. Субраманьям «Эллам Ондре (Всё — Одно)», Гл. IV
    ~~~
    * В начале Писания присутствуют слова:
    «Если вы стремитесь к мокше, переписывайте, читайте и практикуйте инструкции в Эллам Ондре».
    Бхагаван Шри Рамана

    1. «То, чем дорожат великие люди как несравненным экстазом Брахмана, – это блаженство покоя, безграничное удовлетворение».

      «Кайвалья (единство), переживание, которое, ликуя, испытывают выдающиеся люди как блаженство высшего состояния, – это только покой».

      «Только покой, сияющий без помехи связанного с эго разделения, – это безграничная джняна».

      «Радость и горе неестественны для человечества. Естествен только покой, жизнь, наполненная блаженством».

      — Шри Муруганар «Падамалай. Наставления Шри Раманы Махарши»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *