В начале 1980-х в Англии выходил журнал под названием «Arunachala Ramana». Предлагаемое интервью, взятое у Саду Ома редактором этого журнала, было опубликовано в феврале 1982 г. Цитата: «Бхагаван часто говорил: «Аруначала – это jnanagni [огонь джняны] в форме холма. Это сам Господь Шива. В точности как мы считаем свое тело своим «Я», так и Господь Шива, из сострадания, отождествил этот холм с «Я». Жить рядом с Аруначалой – это само по себе сатсанг»». О Саду Оме подробнее смотрите здесь.

Вопрос: Когда вы впервые услышали о Шри Бхагаване?

Садху Ом: В 1943 году, когда прочитал книгу Субананды Бхарати (Suddhananda Bharati) «Sri Ramana Vijayam».

Вопрос: Когда вы впервые увидели Бхагавана и каков был ваш опыт этой первой встречи?

Садху Ом: Я смог добраться к Бхагавану только в 1945 году. Когда я вошел в зал, я хотел увидеть Бхагавана, но увидел лишь диван, и никого на нем. Меня удивило при этом, что все, кто там находился, делали намаскар (простирание, — ред.) перед этим диваном. Пока я сомневался, следует ли и мне сделать намаскар, я разглядел неопределенные очертания человеческой фигуры, сидящей на диване. Я тут же простерся. Когда я встал, я увидел, как расплывчатая фигура постепенно становится более плотной и ясной. После этого я распознал в ней Шри Бхагавана.

На следующее утро я спел перед Шри Бхагаваном песню «Kuyilodu Koorai», которую сочинил, когда ехал к нему. Он исправил одну или две грамматические ошибки в песне и попросил меня показать ее Муруганару. После прихода к Бхагавану в моем поэтическом потоке и стиле произошла разительная перемена.

Вопрос: Как Бхагаван смотрел на Аруначалу?

Садху Ом: Бхагаван часто говорил: «Аруначала – это jnanagni [огонь джняны] в форме холма. Это сам Господь Шива. В точности как мы считаем свое тело своим «Я», так и Господь Шива, из сострадания, отождествил этот холм с «Я». Жить рядом с Аруначалой – это само по себе сатсанг».

Вопрос: Какой садхане вы следовали?

Садху Ом: Бхагаван учил двум путям: само-исследованию и само-отдаче. Подобно тому, как для человека естественно ходить, используя две ноги, так и для меня было естественным следовать этим двум путям.

Вопрос: Каково различие между учениями Шанкары и Бхагавана?

Садху Ом: По сути, они одно и то же. Единственная разница заключается в тех указателях, которые они давали. Шанкара и древние писания говорили, что само-исследование – это путь, но единственным указанием для практики само-исследования, которое они давали, было: «Ты не тело, ум и прочее, ты есть Брахман». Людям трудно было понять такие указатели, и они начинали медитировать: «Я не это, я есть То». Другими словами, они думали, только об «этом» и о «том», и не обращали внимание на «Я». Поэтому, зная, что люди неправильно понимали эти древние указатели, Бхагаван, который и есть сам Шанкара, пришел снова и дал простой ключ: «Кто я?» Это позитивный и прямой указатель, потому что в «Кто я?» есть только «Я» и нет «этого» и «того». Здесь нет для нас пространства для раздумий о чем-либо другом, кроме «Я». Таким образом, Бхагаван показал нам простой путь, который однозначно разворачивает наше внимание только по направлению к «Я». Внимание только к чувству «Я» — вот правильная техника «само-исследования».

Вопрос: Среди работ Бхагавана, какую вы считаете наиболее важной?

Садху Ом: Ulladu Narpadu [«Сорок стихов о Том, что Есть»].

Вопрос: Расскажите, пожалуйста, о каких-нибудь случаях, в которых раскрывалось бы чувство юмора Бхагавана?

Садху Ом: Перед тем, как встать с дивана, Бхагаван обычно втирал в свои колени мазь, чтобы смягчить ревматическую жесткость. Однажды, когда уже почти пришло время ужина, и колокольчик на ужин вот-вот должен был зазвонить, Бхагаван так и не начал растирать свои колени. Чтобы напомнить ему, его помощник взял его палку, а Бхагаван улыбнулся и сказал: «Когда палка машет, обезьяна должна танцевать».

В другой раз по случаю специальной пуджи в Храме Матери ужин задерживался. Нищие и садху, которые также известны как paradesi [аутсайдеры] были в нетерпении и даже начали кричать, спрашивая, почему их кормежка задерживается. Видя всю эту суету, sarvadhikari [сарвадикарий, менеджер] громко отдал распоряжение: «Paradesi будут накормлены только после всех остальных людей». Это случайно услышал Бхагаван. Когда, в конце концов, колокольчик на ужин прозвенел, все преданные собрались в столовой, но Бхагавана не было. Все начали разыскивать его и, в конце концов, кто-то обнаружил его сидящим под деревом в Палакотту [сад, примыкающий к ашраму с западной стороны, куда Бхагаван ходил на прогулку почти каждый день]. Когда его попросили идти ужинать, Бхагаван отвечал: «Нет, нет необходимости. Вы можете поесть без меня». Об этом было доложено сарвадикарию, который тут же направил к Бхагавану доктора из числа преданных, думая, что ему, вероятно, нездоровится. Когда Бхагаван сказал доктору, что с ним все в порядке, они спросили его, почему же он не идет есть. «Было приказано кормить paradesi после всех остальных. Я тоже paradesi [аутсайдер]. Так что пусть swadesis [те, кто имеет право] покушают первыми. А я потом поужинаю, вместе с другими paradesi». Услышав это, сарвадикари распорядился сначала покормить paradesi. Лишь тогда Бхагаван пришел в столовую. С тех самых пор paradesi всегда обслуживают первыми.

Вопрос: Можете ли вы рассказать мне о каких-нибудь чудесах, которые творил Бхагаван?

Садху Ом: Всякий раз, когда преданные говорили Бхагавану о том, что он сотворил какое-либо чудо, он отрицал это, потому что у него не было чувства, что он делает что-либо. Однако в его присутствии случалось много чудес, и однажды он объяснил, что все они были «автоматическими божественными деяниями». Почти все преданные могут рассказать вам о каких-нибудь чудесах, случившихся с ними в его присутствии.

Вопрос: Расскажите хотя бы о двух чудесах, свидетелем которых вы были.

Садху Ом: У преданного по имени Амриталингам, когда он еще был ребенком, обнаружилась опухоль на печени. Поэтому его мать привезла его к Бхагавану и сказала: «Бхагаван, врачи говорят, что у него опухоль на печени и что это неизлечимо». Бхагаван коснулся живота ребенка и сказал: «Кто сказал такое? Там ничего нет». После этого все признаки опухоли исчезли.

Однажды преданный, чьим ishta deva [избранным божеством] был Господь Субраманья, пришел к Бхагавану и рассказал: «Я был в больнице, у меня было тяжелое заболевание. Врачи сказали, что надежды на исцеление нет. Как-то ночью я не спал, и ты пришел ко мне и присел на мою кровать и сказал мне несколько добрых слов. На следующий день я стал поправляться, и теперь я снова здоров. Это все твоя Милость». Бхагаван улыбнулся и сказал: «Благодаря твоей преданности Господу Субраманье он пришел и спас твою жизнь. Но почему же он явился в форме меня, а не в своей собственной форме? Из-за этого теперь ты приписываешь это чудо мне!»

Вопрос: Пожалуйста, расскажите нам о том, как Бхагаван претерпевал страдания во время операции на раковой опухоли.

Садху Ом: Даже во время четвертой операции, которая была очень объемной, Бхагаван отказался принимать хлороформ. Операция заняла очень много времени, из-за обильного кровотечения врачам было очень трудно перебинтовать рану. Ближе к концу операции Бхагаван говорил с кем-то, когда врачи сообщили ему, что операция закончена. «Что! Уже закончена?» — спросил Бхагаван. Кто-то спросил: «Бхагаван, тебе было больно?» Бхагаван ответил: «Да, была боль, как если бы сотни перцев чилли вложили в рану, но даже эта боль не отдельна от меня».

В другой раз, говоря о раке, Бхагаван сказал: «Тело само по себе болезнь. Если одна болезнь приходит и устраняет другую болезнь, разве это не хорошо для нас?»

Вопрос: Предсказал ли кто-либо рождение Бхагавана?

Садху Ом: Рамалинга Свами [тамильский святой 19 века] спел стих незадолго до своего ухода [в 1877]: «О люди, скоро близится время, когда мой Господь [Шива] придет на землю». Вивекананда также предсказал в 1898, что великий Atma-jyoti [свет Естества] начинает сиять в Тамил Наду.

Вопрос: Вы видели jyoti [свет], когда Бхагаван вошел в нирвану?

Садху Ом: Мы сидели на веранде Матрубутешвара и пели Aksharamanamalai [«Свадебный венок Аруначале»], когда неожиданно увидели яркую вспышку из комнаты, где лежал Бхагаван. Мы поначалу думали, что это какая-то фотовспышка. Но в тот же момент услышали крики людей снаружи: «Jyoti! Jyoti в небе!» Они видели огромный свет в небе, который затем медленно двинулся на север и исчез за Аруначалой.

3 комментария

  1. Большое Спасибо за статью 🙏

    Цитата из неё:
    ”Поэтому, зная, что люди неправильно понимали эти древние указатели, Бхагаван, которые и есть сам Шанкара, пришел снова и дал простой ключ: «Кто я?»“

    Немного непонятно из-за окончания «-ые» в слове «которые».

    На ум приходят 2 варианта:
    Либо окончание в этом слове должно быть «-ый».
    Либо «Бхагаван» должно стоять после запятой, которая следует после слова «Шанкара».

  2. Первый раз читаю такие подробности про Моего Любимого! Рада, что увидела этот пост. Много лет назад услышала приглашение от Рамана Махарши в состоянии между сном и явью, еще не зная, кто он такой! А через два года уже имела Счастье быть в Его Ашраме, возле Аруначалы! Эту яркую вспышку, как от фотокамеры, я испытала на себе! Всех Люблю! Благодарю в Едином Сердце!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *